Рассмотрим несколько специальных СПТ
Для эффективной профессиональной деятельности социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечных, поэтому приходится пользоватьсядиагностической технологией, которая применяется для оценки явления, уровня соц-пед. запущенности, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр. Социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, медицинских, педагогических:наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ документации, параметрический метод (анализ на входе и выходе), тестирование, биографический метод и др.
Социально-педагогическая адаптация – система мер помощи личности или группе в освоении ею социальной среды, содействие в приспособлении индивида, группы к условиям этой среды. Наряду с адаптацией выделяется и реадаптация – восстановление адаптационных способностей личности, группы.
Социально-педагогическая поддержка – система мер, предполагающая социальную и психолого-педагогическую помощь личности в индивидуальном развитии и саморазвитии. Система поддержки основывается на принятии клиента, таким, каков он есть; на доверии к клиенту; соблюдении социальных и моральных прав клиента; признании клиента участником социально-педагогического процесса.
Социально-педагогическая защита – целенаправленная регулируемая система практически осуществляемых социальных, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного развития подрастающего поколения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
Социально-педагогический контроль. Бывает официальный и неофициальный. Неофициальный контроль – взаимный контроль участников социально-педагогического процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. Официальный контроль – контроль, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (опеки и попечительства и т.д.), в обязанности которых входит надзор за различными социально-педагогическими процессами, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.
Социально-педагогическое патронирование – система плотного взаимодействия социального педагога с семьей, предполагающая проведение специалистом с членами семьи до нескольких часов в день в течение 4–9 месяцев с целью вхождения в курс всего происходящего в семье, оказания влияния на ход жизненных событий семьи, а также помощи членам семьи в решении определенных проблем.
Социально-педагогическая помощь – система мер, направленных на анализ социальных и психолого-педагогических проблем клиента, формирование у клиента положительной мотивации к ситуации, нового отношении к проблеме; поиск доступных ресурсов, содействующих решению проблемы клиента. Может быть образовательная, психологическая, посредническая.
Социально-педагогическое просвещение – формирование у воспитанников и их родителей системы социальных, культурных, нравственных, правовых, психологических и др. знаний, касающихся различных сфер жизнедеятельности и направленных на профилактику нарушений ЗОЖ и аддиктивного поведения, коммуникативных девиаций, безнадзорности и правонарушений, социального сиротства, дезадаптации и десоциализации.
Социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения в их жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение – взаимодействие социального педагога и учащегося, направленное на содействие в самостоятельном разрешении ребенком жизненных проблем в процессе своего развития. Сопровождение подразумевает: рекомендательный характер советов педагога; непрерывность контроля и поддержки на протяжении обучения; комплексный подход сопровождения; приоритет интересов на стороне ребенка; развитие стремления учащегося к самостоятельной жизнедеятельности.
Социально-педагогическая терапия – система мер, направленных на психолого-педагогическую поддержку ребенка (семьи) непосредственно в кризисной ситуации с целью оптимизации отношений между ребенком (семьей) и социумом, отношений внутри семьи, с целью решения явных и скрытых проблем, обнаруживающихся в кризисной ситуации развития ребенка или жизнедеятельности семьи. Реализуется через индивидуальные консультативные беседы, социально-педагогические тренинги, направленные на смягчение воздействия стрессового события, нивелирование травмирующих обстоятельств, мобилизацию усилий ребенка (семьи) на преодоление кризиса.
_
Рассмотрим основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности.
Метод– ( от methodos – путь исследования, теория, учение) способ достижения какой0либо цели, совокупность приемов и операций познания действительности (например, методы воспитания, методы обучения, методы пед. реабилитации, коррекции и т.д.).
Метод в соц. педагогике - это способ решения определенной проблемы человека, группы. Особенность методов соц. педагогики направлена на то, чтобы включить человека в решение собственной проблемы.
Методика – совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи (например, методика обучения письму, методика формирования привычки). Методика состоит из следующих элементов:
- сформулированная проблема;
- совокупность методов;
- порядок их применения.
Средства – то, что ведет к достижению выбранной цели. Средства выступают инструментарием метода. Посредством их реализуется метод.
Прием – конкретизация метода, его «привязка» к реальной пед. ситуации. В соц. педагогике – это способ использования какого-либо средства в процессе соц. – пед. деятельности
Техника – (искусство, мастерство, умение) – совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
В отличие от методики технология не допускает искажений и изменений и может переноситься практически полностью. На ее применение значительно меньшее влияние оказывают субъективные факторы, например, личностные качества специалиста). Внесение существенных изменений в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.
Вопрос 37. Коллектив: понятие, сущность, типы. Основные концепции воспитания коллектива. Учение Макаренко о коллективе. Роль социального педагога в формировании ученических коллективов.1888-1939
Педагогику давно интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности.
Основной целью воспитания, считал А. В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими.
Н. К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков, показала конкретные пути формирования детского коллектива: «… в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а там его опыт должен оплодотворяться опытом других».
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он убеждал, что в нашем обществе «не должно быть уединённой личности, то выпяченной в виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль …».
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Он отмечал, что «коллектив – великая сила, но при условии, что самое главное в нём – человек, не униженный, а возвышенный».
В 80-е годы оформилась концепция, разработанная группой ученых под руководством Л. И. Новиковой (М. Д. Виноградова, А. Т. Куракин, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова), о природе коллектива как социальной организации детей и как средстве разностороннего развития.
В последние годы коллектив рассматривается многими исследователями как социально-педагогическая система (А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Е. Щуркова и др.).
Коллектив- организованная(социальная) группа людей, объединенных общими усилиями, профес-ми и соц-ми интересами, ценностными ориентациями, совместной деят-тью и общением, взаимной ответственностью.
Коллектив для человека – это:
· Сфера его жизнедеятельности, т.к. значительную часть жизни он проводит в рамках различ. коллективов;
· Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации. Только в колл-ве чел-к может выразить индивидуальность, реализовать возможности;
· Сфера общения. Здесь реализуются естественные потребности в диалоге;
· Гарант защиты и поддержки;
· Модель общества –база накопления опыта взаимодействия с обществом, освоение соц-х ролей;
· Носитель социально-нравственных норм и ценностей;
· Духовное, ценностно-ориентированное единство людей- средство достижения общих и личностных целей.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.
Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив управляет своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Типы коллективов.
-По содержанию деят-ти: учебные, трудовые, научн., общественно-политич-е, художественно-творч-е,спортив.
-По внешне заданной функции (кол-в–инструмент, средство): производственная (решение кол-в предприятия, пед. к-в); воспитательная (реализация воспитат-х, образ-х задач:детский и пед. к-в).
- По структуре и опосредовательности межличностных отношений: первичные - небольшие, непосредственное межличностное взаимодействие (класс, группа); вторичные – состоят из ряда первичных, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты;
- По юридическому (социальному) статусу: формальные (юридически фиксированный статус), неформальные (добровольные, на основе общих интересов).
- По длительности функционирования:постоянные; временные; ситуативные.
Концепции воспитания кол-ва по Макаренко. В 1888 году в Белополье Харьковской области в рабочей семье. После окончания Кременчугского городского училища был назначен учителем ж/д училища. В 1911 г. педдеят-ть была прервана из-за столкновением с начальством. Его сослали в глухую ж/д станцию учителем. Вскоре Макаренко удалось осуществить свою мечту, он поступил в Полтавский институт, который окончил с золотой медалью и был назначен инспектром начального училища в Крюкове. Затем заведовал 2-м городским училищем, 10-ой трудовой школой. Проводил большую общественную работу среди учителей. В 1920 г. был назначен завед. Колонией для н/л правонарушителей им. Горького. Работа в этой колонии положила начало его смелого новаторства в области теории и практики педагогики. Затем работал в коммуне им Дзержинского в Харькове.
Основные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллективе:
«Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).
Важная заслуга А.С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:
Закон параллельного действия - педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов этого закона — общественное мнение, которое может служить и действенным орудием и губительным оружием.
Закон развития (движения) коллектива - коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
Принцип перспективных линий - суть этого принципа, по словам Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью (перспективой), а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость»..
Принцип педагогической целесообразности— отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.
Принцип активной целеустремлённости -А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. Должна быть решительная и активная энергия устремления к цели...».
Принцип целостности процесса воспитания - «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически..» — писал А.С. Макаренко.