Институт СЗД имеет богатую отечественную историю своего становления и развития

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях -- сиротах и оставленных родителями на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.

Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. Наиболее полным дошедшим до нас документом древнерусского права является составленный князем Ярославом свод законов под названием «Русская правда» Отец в этом документе провозглашается главным защитником детей. Определяются некоторые условия опекунства, излагаются права детей при разделе семейного имущества и указывается их социальное положение после смерти родителей. Из 37 статей «Русской правды» 8 посвящены социальной защите детства.

Государственная забота о беспризорных и нищенствующих детях впервые юридически закреплена указом царя Федора Алексеевича в 1682 году. В указе, в частности, говорилось о необходимости создания специальных школ и заведений, где нищие дети и подростки могли бы обучаться различным наукам и ремеслам. В связи со смертью царя указ не был приведен в исполнение. Однако выраженные в нем общие идеи получили дальнейшее развитие и практическое приложение при Петре Первом.

Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе предпринята попытка воспитать «новую породу людей» и внедрить систему сословного воспитания детей.

Заметный вклад в создание российской системы защиты детства вносили жены монархов и приближенные к царям особы. По инициативе жены Павла I Марии Федоровны и частично за счет ее собственных средств в течение короткого времени создались одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера.

Государственная забота о детях приобрела все более сословный характер, для детей «неблагородного» происхождения организованной системы призрения практически не существовало. В то же время нищета русской деревни, неурожайные годы, эпидемии холеры и другие невзгоды приводили к значительному росту числа бездомных детей, детей-сирот среди городского и сельского населения. Единичные воспитательные дома до предела переполнились. В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Каждое сословие граждан стремилось создавать собственные сословные приюты с училищами.

Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения и формой социальной защиты детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. В 1887 году возникла новая форма детского призрения -- летние колонии московских городских начальных училищ. Эти колонии давали возможность организовать летний отдых детей в общении с природой.

Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной: открывались д/сады, была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное обучение работающим подросткам, детский труд был ограничен 8 часами рабочего времени, началась выплата пособий детям, чьи родители погибли на фронте и т.д.

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период. Именно тогда отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства: беспризорностью, недоеданием, безграмотностью, здоровьем и общим развитием детей. Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В феврале 1919 года учрежден Государственный совет защиты детей. В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей.

В конце ВОВ Советским правительством были созданы суворовские училища, ремесленные, детские дома, дома ребёнка, приёмники –распределители куда направляли детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников.

Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, летние оздоровительные площадки. Советская система социальной защиты детства охватывает практически все детское население страны.

Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.

Вопросы соц. воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социо-культуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и т.д.

Особую актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX - начала XX вв., когда началось становление социальной педагогики как науки. Складывается оригинальный отечественный опыт взаимодействия в воспитании всех сил общества. Это нашло свое отражение в обосновании идеи общественного воспитания П.Ф. Каптеревым; во взглядах Е.Н. Медынского на внешкольное образование; в разработке вопросов призрения и попечительства у В.И. Герье, К.В. Рукавишникова; в социально-педагогических аспектах теории "свободного воспитания"Толстого.

Особое значение имеет этап в развитии отечественной пед. науки, который приходится на 20-30-е годы XX в. В это время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути именно они были первыми социальными педагогами, а деятельность организованных ими детских опытных станций, коммун стала практическим воплощением социальной педагогики.

Сегодня Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-значимой активности, воспитании высоких нравственных качеств. Необходимым условием формирования этих качеств является надежная социально-правовая защита детства.

Социально-правовая защита детства – это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, направленных на детей, имеющих проблемы в процессе социализации, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

В соответствии с нормами международного и внутреннего законодательства, каждый ребенок обладает следующими правами: право ребенка на жизнь и выживание, право на благополучное развитие, воспитание, обучение, защиту всех его прав и свобод, обеспечение возможности развития личности, активного участия в жизни общества. Все это должно осуществляться только в интересах ребенка.

Современная социальная защита детства в РФ базируется на правовом мировом законодательстве: Хартии детства (ратифицирована РФ в 1998 г.), Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована РФ в 1990 г.). Ее принятие позволило по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности.

Законодательной базой СЗД в современной России выступают Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановления и решения компетентных органов. Другая форма СЗД — программы. Она характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Например, в федеральной целевой программе «Дети России» изложены основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. Существуют планы мероприятий по социальной защите детства.

Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка. Правительство РФ с 1991 года приняло 249 постановлений, направленных на улучшение положения детей в РФ.

Таким образом, в современной России существуют различные формы СЗД, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов СЗД имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в СЗД. В числе этих методов:

– убеждение действующих и потенциальных субъектов СЗД (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в СЗД;

– использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при проведении мероприятий по охране детей;

– стимулирование и поощрение мероприятий по СЗД; – анализ и прогноз развития системы СЗД.

Наши рекомендации