Тема 3. Становление научной педагогики
В процессе сменяемости общественно-экономических формаций шло развитие практики и теории педагогики, форм педагогического знания. Заполните таблицу, отразив этапы становления педагогики как науки о человеке.
Название этапа | Характеристика содержания педагогического знания |
Тема 4. Исторический аспект в педагогической науке
Структурируйте информацию о жизни и деятельности ведущих педагогов прошлого. Особое внимание обратите на основные положения их педагогической системы (концепции). В качестве вывода сделайте заключение об основных причинах и условиях возникновения той или иной педагогической системы (концепции).
Педагоги | Годы жизни | Педагогическая деятельность | Основные труды | Основные положения педагогической системы (концепции) | Примечания | |
воспитания | обучения | |||||
Тема 5. Целеполагание в педагогике (исторический аспект)
Рассмотрите основные понятия темы: сущность целеполагания, цель как идеальный результат, соотношение целей и задач. Обратите внимание на исторический аспект целеполагания в педагогике. Заполните таблицу.
Общественный строй | Педагоги, осн. труды | Цели обучения | Цели образования | Цели воспитания | Педагогический идеал |
Тема 6. Структура педагогической науки
Современная педагогика представляет собой совокупность самостоятельных научных направлений и учебных дисциплин. Составьте целостное представление о современных направлениях исследований в педагогике и отразите его в таблице.
Отрасль пед. науки | Предмет и объект исследований | Практические цели исследований |
Тема 7. Основные научные направления в современной педагогике
Изучите направления актуальных исследований в теории воспитания и дидактике, основные идеи ученых-педагогов. Заполните таблицу.
Название научного направления | Представители этого направления (ученые-педагоги) | Основные работы | Основные теоретические положения |
Тема 8. Возрастные особенности школьников
Ознакомьтесь с определением возраста как интегрального понятия. Выделите составляющие возраста. Рассмотрите различные подходы к периодизации жизни человека. При рассмотрении каждого периода обратите внимание на показатели физиологического, психологического и социального развития личности. Заполните таблицу.
Период | Физиологические критерии | Психологические критерии | Социальные критерии |
Тема 9. Общие закономерности развития личности
Изучите различные теории развития личности. Определите роль личности в собственном развитии. Дайте на основании изученного определение развития, рассмотрите соотношение воспитания и самовоспитания в развитии человека. Заполните предлагаемую таблицу.
Закономерности физического развития | Закономерности духовного развития | Закономерности социального развития |
Тема 10. Факторы формирования личности
Изучите различные подходы к выявлению факторов формирования личности. Выделите генеральные и частные факторы, определяющие формирование личности. Заполните предлагаемую таблицу. Сделайте вывод о взаимосвязи факторов в процессе формирования человека.
Генеральные факторы | Частные факторы | Роль фактора в развитии и формировании личности |
Тема 11. Структура педагогического процесса
Ознакомьтесь с характеристикой педагогического процесса, выделите его компоненты. Составьте структуру педагогического процесса, т.е. расположите компоненты в логическом порядке. Укажите роль каждого компонента в педагогическом процессе. Отобразите свои рассуждения в таблице.
Компоненты педагогического процесса | Роль каждого компонента в педагогическом процессе |
Тема 12. Методы воспитания
А) Классификация методов воспитания
Рассмотрите основные понятия: метод, средство, прием, форма, условие воспитания. Приведите известные вам классификации методов воспитания, покажите взаимосвязь форм, средств, приемов и условий воспитания в педагогическом процессе.
Заполните таблицу.
Группа методов | Метод воспитания | Средства реализации метода | Используемые приемы реализации метода | Возможная форма реализации метода | Условия, требующие учета |
Б) Требование как метод воспитания
Дайте определение требованию как методу воспитания. Назовите правила применения требования, позволяющие сделать "жесткий" метод уважительным к человеку.
Правила применение требования | Объяснение правила |
В) Метод поощрения
Дайте определение методу поощрения. Раскройте условия его применения.
Условия применения метода поощрения | Краткая характеристика предполагаемых условий |
Г) Метод наказания
Дайте определение метода наказания. Опишите условия его применения.