Тема 3. Становление научной педагогики

В процессе сменяемости общественно-экономических формаций шло развитие практики и теории педагогики, форм педагогического знания. Заполните таблицу, отразив этапы становления педагогики как науки о человеке.

Название этапа Характеристика содержания педагогического знания

Тема 4. Исторический аспект в педагогической науке

Структурируйте информацию о жизни и деятельности ведущих педагогов прошлого. Особое внимание обратите на основные положения их педагогической системы (концепции). В качестве вывода сделайте заключение об основных причинах и условиях возникновения той или иной педагогической системы (концепции).

Педагоги Годы жизни Педагогическая деятельность Основные труды Основные положения педагогической системы (концепции) Примечания
        воспитания обучения  
             

Тема 5. Целеполагание в педагогике (исторический аспект)

Рассмотрите основные понятия темы: сущность целеполагания, цель как идеальный результат, соотношение целей и задач. Обратите внимание на исторический аспект целеполагания в педагогике. Заполните таблицу.

Обществен­ный строй Педагоги, осн. труды Цели обучения Цели образования Цели воспитания Педагоги­­ческий идеал

Тема 6. Структура педагогической науки

Современная педагогика представляет собой совокупность самостоятельных научных направлений и учебных дисциплин. Составьте целостное представление о современных направлениях исследований в педагогике и отразите его в таблице.

Отрасль пед. науки Предмет и объект исследований Практические цели исследований

Тема 7. Основные научные направления в современной педагогике

Изучите направления актуальных исследований в теории воспитания и дидактике, основные идеи ученых-педагогов. Заполните таблицу.

Название научного направления Представители этого направления (ученые-педагоги) Основные работы Основные теоретические положения

Тема 8. Возрастные особенности школьников

Ознакомьтесь с определением возраста как интегрального понятия. Выделите составляющие возраста. Рассмотрите различные подходы к периодизации жизни человека. При рассмотрении каждого периода обратите внимание на показатели физиологического, психологического и социального развития личности. Заполните таблицу.

Период Физиологические критерии Психологические критерии Социальные критерии

Тема 9. Общие закономерности развития личности

Изучите различные теории развития личности. Определите роль личности в собственном развитии. Дайте на основании изученного определение развития, рассмотрите соотношение воспитания и самовоспитания в развитии человека. Заполните предлагаемую таблицу.

Закономерности физического развития Закономерности духовного развития Закономерности социального развития

Тема 10. Факторы формирования личности

Изучите различные подходы к выявлению факторов формирования личности. Выделите генеральные и частные факторы, определяющие формирование личности. Заполните предлагаемую таблицу. Сделайте вывод о взаимосвязи факторов в процессе формирования человека.

Генеральные факторы Частные факторы Роль фактора в развитии и формировании личности

Тема 11. Структура педагогического процесса

Ознакомьтесь с характеристикой педагогического процесса, выделите его компоненты. Составьте структуру педагогического процесса, т.е. расположите компоненты в логическом порядке. Укажите роль каждого компонента в педагогическом процессе. Отобразите свои рассуждения в таблице.

Компоненты педагогического процесса Роль каждого компонента в педагогическом процессе

Тема 12. Методы воспитания

А) Классификация методов воспитания

Рассмотрите основные понятия: метод, средство, прием, форма, условие воспитания. Приведите известные вам классификации методов воспитания, покажите взаимосвязь форм, средств, приемов и условий воспитания в педагогическом процессе.

Заполните таблицу.

Группа методов   Метод воспитания   Средства реализации метода Используемые приемы реализации метода Возможная форма реализации метода Условия, требующие учета

Б) Требование как метод воспитания

Дайте определение требованию как методу воспитания. Назовите правила применения требования, позволяющие сделать "жесткий" метод уважительным к человеку.

Правила применение требования Объяснение правила

В) Метод поощрения

Дайте определение методу поощрения. Раскройте условия его применения.

Условия применения метода поощрения Краткая характеристика предполагаемых условий

Г) Метод наказания

Дайте определение метода наказания. Опишите условия его применения.

Наши рекомендации