Педагогические способности. Когда двое делают одно и то же
Когда двое делают одно и то же,
это не значат, что у них получится одно и то же
Поговорка
Миллионы педагогов, делая одно и то же дело, делают его по-разному. И в зависимости от того — «как?», могут быть названы либо дилетантами, либо ремесленниками, либо мастерами. В педагогической среде все претендуют на педагогическое мастерство, которое обязательно предполагает: овладение педагогическими технологиями и творческий подход к делу.
Педагогические технологии воспроизводятся в режиме взаимодействия конкретного преподавателя и конкретного обучаемого, а стало быть, неповторимы и творчески преобразованы. Одна и та же технология может стать захватывающе эффективной, восхитительной, а может — убогой и уродливой.
Педагогический опыт — это опыт творческий, преломленный через индивидуальность личности преподавателя, через которую трансформируется, повышаясь или понижаясь, любая педагогическая технология. Педагогический опыт исключает копирование чужого опыта: только та его часть, которая поддается воспроизведению, может быть использована другими преподавателями. Эта часть должна быть усмотрена, выделена, технологично представлена в виде необходимых операций, процедур, поддающихся неоднократному повторению. Результат определяется педагогическими способностями, сформированными из индивидуальных качеств преподавателя, его педагогической подготовки, опыта, отношения к делу. Среди индивидуальных качеств (не будем повторять общеизвестные) на первое место следует поставить следующие:
• мыслетехнические — техника мысли, культура оформления мысли в тезисы, понятные другим;
• коммуникативные — способность понимать и быть понятым;
• рефлексивные — осознавать свои действия: анализировать, предвидеть затруднения, проектировать.
Именно уровень развития этих способностей у преподавателя обеспечивает их развитие у студентов и слушателей в зависимости от выбранного метода.
Вопросы для обсуждения
1. Влияние экономических преобразований на профессиональное образование.
2. Педагогический аспект демократизации образования.
3. Формирование субъект-субъектных отношений через технологию самоопределения.
4. Общие критерии педагогической деятельности.
5. Соответствие методов образования способам профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы
1. Технология самоопределения в педагогической деятельности.
2. Критерии педагогической деятельности.
3. Инвариант способов профессиональной деятельности как основа методов профессионального образования.
Упражнения
1. Используйте технологию самоопределения в деятельности.
Доказано теорией и подтверждено практикой, что успехи всякого дела в значительной степени зависят от самоопределения, от того, как понята ситуация (внешнее) и определено свое место в ней (внутреннее), от приведения в соответствие своих желаний и возможностей их удовлетворения в данных условиях.
В своей профессиональной деятельности человек попадает из одной ситуации в другую, постоянно меняющуюся от появления нового человека, от новой информации или каких-то других условий, которые требуют быстрого переориентирования, перечеркивают заготовки, меняют позиции. Но базовый процесс в этой деятельности, направленный на достижение целей, удовлетворение потребности, сохраняется.
При построении проекта этого процесса трудно предвидеть все возможные изменения условий. Именно поэтому человеку, управляющему процессом (значительным или незначительным), важно уметь правильно самоопределиться в каждой ситуации, реагировать на ее изменения, гибко менять направление собственной активности, чтобы извлечь интерес, пользу, выгоду.
Следует самоопределиться в ситуации, т.е. сопоставить свои собственные потребности, способности и нормы с внешними, определить для себя:
«Позицию» — кто я в этой ситуации? (каковы мои функции?)
«Хочу!» — для чего?
«Должно быть!» — что?
«Могу» — как?
Чем четче будет представление о степени соответствия внешнего и внутреннего, тем вернее будет самоопределение, результативнее действия.
2. Попытайтесь осознать свои профессиональные проблемы.
Понятие проблемы как несоответствия:
Источники проблем:
внутреннее несоответствие,
внешнее несоответствие.
Критерии — движение к соответствию — усвоение новых норм. Механизм — развитие способностей.
Результат — рефлексия (сопоставление цели и результата) — выход на новую проблему.
Глава 20
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Функции современного образования. Понимание собственных функций преподавателем в современных условиях. Педагогические убеждения. Связь убеждений с реальными действиями, позиции с технологиями. Понимание педагогического взаимодействия. Владение педагогическими технологиями.
Ключевые слова: функции образования; позиция как понимание собственных функций, места, роли в образовательных процессах; технологии образования
• Понимание функций современного образования
• Понятие и структура педагогической позиции преподавателя
• Понимание значимости технологий в образовании