Реальная проблема обучения (в школе или в вузе)
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
(2 части: Теории обучения и Теории воспитания)
Часть1. Теортии обучения
1. Сущность и структура процесса обучения.
2. Дидактика, ее основные категории.
3. Основные проблемы и задачи теории обучения.
4. Дидактические системы.
5. Современная дидактическая система.
6. Методологические принципы теории обучения.
7. Цели обучения и образования. Классификация педагогических целей.
8. Виды и уровни образования.
9. Подходы к определению содержания образования. Принципы и способы cовершенствования содержания образования.
10. Теории организации содержания образования.
11. Опыт ценностных отношений в структуре содержания образования.
12. Знания в структуре содержания образования (структура, функции, «принцип ножниц»).
13. Опыт осуществления способов деятельности (специальные и надпредметные умения).
14. Компетентностный подход в обучении.
15. Опыт творческой деятельности в структуре содержания образования.
16. Государственный образовательный стандарт.
17. Учебный план. Учебная программа.
18. Закономерности обучения.
19. Принципы и правила обучения.
20. Подходы к определению понятия «образование». Модели образования (феноменологическая, неинституциональная, рационалистическая, традиционалистко - консервативная).
21. Мотивы – движущие силы учения.
22. Развитие мотивации учения.
23. Виды и стили обучения.
24. Движущие силы процесса обучения.
25. Методы обучения: сущность и классификация.
26. Формы организации обучения.
27. Классно-урочная система.
28. Требования к уроку.
29. Типы и структуры уроков
30. Диагностика и контроль в обучении.
31. Проблемное и программированное обучение.
32. Методы активного обучения: проблемная лекция, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой «штурм» и др.
33. Личностно-ориентированное обучение.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Учебный предмет, класс и тему для практических заданий студент выбирает сам. Например: «Курс математики, 1 класс, тема «Сложение чисел с переходом через десяток». Для выполнения практических заданий студент использует соответствующую учебную литературу: учебники по математике, русскому языку и т.п.
1. Предложите перечень вопросов для учащихся с целью активизации их деятельности по заданной теме.
2. Сформулируйте проблемный вопрос для организации дискуссии школьников по заданной теме. Предложите 2-3 варианта возможных ученических ответов.
3. Разработайте учебное задание исследовательского (познавательного, творческого, рефлексивного) типа.
4. Сформулируйте задание, которое способствует развитию креативных (когнитивных, коммуникативных) качеств ученика.
5. Сформулируйте проблемный вопрос (проблемную задачу, проблемное задание) для учащихся на заданную тему.
6. Составьте открытое задание на заданную тему.
7. Сформулируйте 5-7 личностных качеств школьников, которые развивались бы при изучении заданной темы.
8. Составьте фрагмент своего «Поучения» ученикам, в котором будут отражены ваши наказы по организации их обучения по заданному учебному курсу.
9. Составьте план (фрагмент) урок на заданную тему по системе обучения Л. Н. Толстого (Сократа, Гербарта, Д. Дьюи, М. В. Ломоносова, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, С. Френе, М. Монтессори, Вальдорфской школы, М. П. Щетинина, Школы свободного развития, Русской школы, Школы диалога культур, Методологического колледжа, школы самоопределения). Фрагмент урока должен отражать наиболее специфические черты данной системы обучения.
10. Составьте короткий эвристический диалог учителя с учеником на заданную тему.
11. Предложите перечень видов деятельности учеников в течение одного дня 3-дневного «погружения» на заданную тему.
12. Проанализируйте параграф выбранного вами учебника по параметрам, связанным с личностной ориентацией образования (творческая ориентация, наличие в нем проблемных ситуаций, опора на личный жизненный и учебный опыт исследования реальных объектов, история науки биографии ученых, «столкновение» и т.п.)
13. Изобразите с помощью схемы взаимосвязь между отдельными элементами содержания учебного материала по заданной теме.
14. Составьте тематическое планирование по небольшой теме из заданного учебного курса.
15. Сформулируйте главные цели обучения по заданной теме учебного курса.
16. Составьте фрагмент индивидуальной образовательной программы ученика по заданной теме или разделу.
17. Подберите наиболее подходящие формы (методы, средства) обучения по заданной теме.
18. Сформулируйте проблему для самоопределения учеников по отношению к изучаемой теме.
19. Предложите идею проблемной ситуации по заданной теме учебного курса.
20. Разработайте рефлексивное задание для учеников по заданной теме учебного курса.
21. Составьте задание (тест) для контрольной работы по заданной теме учебного курса.
22. Разработайте план дистанционного занятия (чат-занятия, веб-занятия и др.) по заданной теме учебного курса.
*Вместо практического задания студент может подготовить к экзамену творческое задание “Моя дидактическая концепция”, предполагающее перенос теоретических знаний в предполагаемую практику обучения по следующему плану:
Реальная проблема обучения (в школе или в вузе).
Ваша цель.
3. Теоретическое обоснование предполагаемого решения (Кто и что уже сделал в дидактике по этой проблеме, но по каким – то причинам это не реализуется на практике?).
4. Предполагаемое направление решения проблемы (что нового вы хотите внести в практику обучения: принципы обучения, содержание обучения, формы организации обучения, методы и приемы обучения, новые технологии …Что еще?
5. Что необходимо для этого (имеющиеся и требуемые ресурсы: нормативно – правовые, научно –методические, кадровые, материально-технические…Что еще?
6. Планируемые результаты (Что получится, если Ваша концепция будет реализована на практике?)