Соотношение понятий: этнос, народ, нация. Этногенез

Источники этнологических знаний о странах Востока.

Этногенез, антропогенез, расогенез как понятия. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в основе которой лежит главный тезис о природно-биологическом характере этноса. Этнос как составная часть биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. (Теории В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского о биосфере и циклах).

Эволюционизмкак первая собственно этнологическая теория (середина XIX в., формирование связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Утверждение в науке принципа развития. Появление и победа дарвиновской теории эволюции.

Основоположники: Э. Тайлор, Джеймс Фрезер (Англия), Адольф Бастиан, ТеодорВайц, Генрих Шурц (Германия) , Шарль Летурно (Франция), Льюис Генри Морган (США).

Диффузионизм –связан с вступлением этнологии в новую стадию своего развития в конце XIX в. Родина – Германия. Основатель диффузионизма – Фридрих Ратцель. Его ученики Лео Фрабениус, Фриц Гребне, Уильям Риверс. Как научное направление предполагал признание главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. Цель – в показе пространственного распределения культур или определенных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей и способов их распространения. В рамках диффузионизма существовало несколько научных течений и школ.

Родина социологической школы – Франция (Эмиль Дюркгейм). В той или иной степени идеи Э. Дюркгейма развивали его ученики и последователи М. Мосс, К. Леви-Строс, М. Гране, Л. Леви-Брюль.

Функционализмстал логическим продолжением и развитием идей социологической школы. Зарождение функционализма произошло в Англии, с 20-х гг. XX в. он стал господствующим направлением в этнологии, сложился как крупное научное направление. Концепция изложена в трудах немецкого этнолога Рихарда Турнвальда. Виднейший представитель Бронислав Малиновский. Научный подход – культура есть единое, гармонически функциональное целое, каждая ее часть выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого.

Американская школа исторической этнологии. Родина США. Рубеж XIX-XX вв. Основатель – Франц Боас, ставший одним из главных инициаторов пересмотра задач этнологии. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые теории. Франц Боас отстаивал исторический метод исследования культуры. Ученики и последователи Ф. Боаса – Альфред Кребер, К. Уисслер, Л. Гольденвейзер, П. Радин, Р. Лоуи, Л. Уайт.

Основные понятия курса «Основы национального воспитания».

Обряд – это десакрализованный ритуал, который включает в себя традиционные действия, сопровождает важные моменты жизни и деятельности человека и человеческой общности (обряды, связанные с рождением, со смертью, с переходом члена общности в какое-либо другое качество, например, обряды инициации; семейные, календарные обряды), посредством чего утверждает социальную значимость жизненных состояний членов общности (этноса).

Обычай — это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов .

Национальные обычаи- унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в данной национальной группе и является привычным для их членов.

Традиция— это не все наследие народа, но его некоторая часть— та, которую члены этноса оценивают (положительно или отрицательно) как нечто значимое для себя. И кроме того, традиция — это сам процесс такой оценки, последующего усвоения, а также механизм межпоколенной передачи.

Традиция — философское учение, передаваемое из поколения в поколение, философское направление, философская школа.

Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

Национальное воспитание- это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений.

Предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

Воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций.

Методы воспитания – это способ реализации целей воспитания.

Нация – это исторически сложившееся в одном регионе социально-этническое сообщество группы людей.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Наследие

1)явления культуры и быта, оставшиеся от прежних времен;

2)явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Идейное наследие. Наследие прошлого.

Менталитет - это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности.

Культурное наследие- часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся будущим как нечто ценное и почитаемое.

Всемирное наследие - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.

Нематериальное культурное наследие - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Культ предков - этап духовной жизни, который прошли все народы.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Понятие «этика»происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы.

Этос человека – это его божество (Гераклит)

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает.

Э́тика - греческое ἠθικόν, от древне-греческого ἦθος — этос, «нрав, обычай» — философское исследование морали и нравственности.

Мора́ль(лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению.

Под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивид



Соотношение понятий: этнос, народ, нация. Этногенез.

Под понятием народ понимается исторически сплоченная устойчивая единство людей, связанных общностью происхождения, исторической судьбы, языка, территории, некоторых особенностей характера и культуры, осознанием своей отмены от других человеческих объединений. На разных этапах своего развития человечество имело свои особые организационные формы существования - род, группы родов, племя, союз племен, которые впоследствии перерастали в народность. Таким образом появляется и сам термин "народ" (по-гречески этнос).

Характерные черты народности - относительно устойчивое территориальное связь; собственный язык, который заметно отличается от языка других народностей, отделились от определенного массива даже близких, связанных общим происхождением племен; специфическая, отличная от родственных, материальная и духовная культура, близкие или единые религиозные верования (на начальной стадии формирования, как правило единственные); осознание принадлежности к данной этнической группы (а не родовой или племенной группы) и другие отличия от других.

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную или социокультурную систему.
В социологии принято, что «этнос» – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.34 Сущность этноса проявляется в этнической ассимиляции, слиянии и этническом расщеплении. Сущность нации – в национальных движениях, относящихся к политической сфере.
Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество с осознанием всего его населения своими соотечественниками. Такое сознание рождается только в политической борьбе за создание единого государства. В результате борьбы дискриминируемый этнос становится особой нацией, противопоставляющий себя остальному населению. Так начинается процесс «нациезации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства.

Анализ этногенеза в различных частях мира доказывает наряду с уникальностью каждого народа, некоторые общие черты этого процесса. Прежде всего, формирование каждого этноса обусловлено непосредственными контактами, входящих в него людей. Это возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству и имеют возможность общения. Таким образом, общность территории выступает как условие формирования этноса. Природные условия этой территории влияют на жизнь людей, отражаясь на некоторых особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и ценностно-нормативных систем.

Э̀тноге′нез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов (американцы, немцы,швейцарцы). Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов пришлому населению (латыши). Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свой язык (болгары, узбеки, французы), либо навязывают как этноним, так и язык (венгры, турки, арабы). Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимлированными местным населением (вестготы в Испании).

Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина, то есть географическая среда, определяющая особенности хозяйственной деятельности и быта, а также формируемых на их основе чертах материальной и духовной культуры. Например, из «лесных» европейских англичан выделились «степные» американцы, вобрав в себя традиции иных (ирландцев) народов.

В то же время этногенез является сложным процессом и ни один из элементов не является самодостаточным. При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания См., например, о проблемах изучения культурогенеза / этногенеза индийских предков цыган.

Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе Этногенез и биосфера Земли. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200—1500 лет.

Слабым местом теории Л. Н. Гумилева можно считать предположение, что пассионарный толчок вызывается космическим излучением, но он и сам нигде не утверждает что это положение в его построениях является определяющим, указывая, что даже если будет выявлена иная исходная причина, остальной ход рассуждений всё равно останется в целом верным.

В. А. Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками.[3]

Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов (этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» из окружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный «ответ» таким вызовам. Эта теория многократно подвергалась критике.

Наши рекомендации