Уважение старших и стариков в казахской семье и у других народов
В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. В конце XIX века один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение». На всех праздниках им отводили почетные места. На собраниях они играли заметную роль. К их словам практически беспрекословно прислушивалась молодежь. Для молодого человека считалось знаком высшей награды получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.
Младший никогда не переходил дорогу старшему. Это правило действовало и в отношении женщин к мужчинам. Младшим по возрасту категорически запрещалось поднимать голос на старших. При беседе младший никогда не перебивал старшего.
Обидевший словесно старшего по возрасту должен был заплатить ему халат или попросить прощение, поклонившись в ноги.
Перед отправкой в дальнюю дорогу и создании семьи молодые получали благословения старших. Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин.
Интересно заметить, что в адыгских языках слово «старший» чаще всего употребляется в форме единственного числа с обобщающим значением. Это означает, что для молодого адыга любой старший (родной, неродной, родственник, просто знакомый и вовсе незнакомый) имеет все известные привилегии. В частности, он должен был быть готовым выслушать любое замечание от любого старшего, принять его к сведению, извиниться перед ним и поблагодарить его. Всяческие пререкания со старшими считаются, согласно традиционному этикету, признаками дурного воспитания. Так, до недавнего времени еще нередко можно было наблюдать: если молодой человек или девушка недостаточно деликатно выражали свои мысли и чувства, если, на взгляд старшего, они имели непристойный вид или недостойно вели себя, старший не проходил мимо такого факта. Обязательно подходил к ним, здоровался, знакомился, узнавал из какого они рода и чьи они дети, затем высказывал свою оценку их поведению. На это молодые люди не могли возражать. Покорно выслушав его до конца, они извинялись перед ним, благодарили и поспешно удалялись. Признаком плохого воспитания, чтобы не сказать отсутствия воспитания, считалось, если молодые люди оговаривались на замечания старшего или выражали каким-нибудь образом свое недовольство. Следует также заметить, что адыгскому речевому этикету не свойственна этикетная формула обращения к старшим на Вы. В правилах общения не какая-то одна этикетная формула, а весь речевой этикет продуман так, чтобы любой разговор, любая малая реплика на любую тему подчеркивали почтительное отношение к старшему. Оно учитывается также и в интонации, и в других внелингвистических средствах выражения мысли (в позе, во взгляде, в тембре и силе голоса, в темпе речи). Вот некоторые этические императивы, предписываемые младшему в его отношениях со старшими: ни в коем случае его дорогу не переходят, а останавливаются и ждут, пока старший пройдет своей дорогой; его речь не перебивают (независимо, нравится всем или же не нравится); в его присутствии громко не говорят, не шумят, не забываются в веселье. О скандале или драке речи быть не может. Старшему самое уважаемое место за столом, в общественных местах, в транспорте. Его не окликают, чтобы спросить, а догоняют. Машину, где сидит старший, не обгоняют. Со старшими советуются, считаются с его мнением. В адыгском доме слово старшего – закон для всех остальных. Но этот закон, в отличие от известных нам, не подлежит ни сомнению, ни оговорке, ни обсуждению, а беспрекословно выполняются и с почтением докладывают старшему результаты выполнения его поручений, распоряжений и других указаний. При этом показывают свою готовность к выполнению очередных распоряжений старшего. Молодые люди, рано потерявшие старших, по-хорошему, как говорят, «белой завистью» завидуют тем, у кого они живы и возглавляют их семью. Потому что в обществе больше авторитетна та семья, которую возглавляет хороший старший. Иногда такой старший «опекает» несколько близко знакомых семей, протежируют их молодым людям, если они к этому благосклонны. Старшему в помещении отводится строго определенное для него место «жьантIэ» – дальний угол от двери. В пути его сопровождают младшие, которые рядом с ним располагаются таким образом: если сопровождающий один, то он становится слева от старшего, правую сторону занимает сам старший. Если в пути три человека, старший становится посередине, следующий за ним по возрасту – слева от него и самый младший – справа от старшего. Это удобно в случае необходимости посылки младшего куда-нибудь с каким-либо поручением. Оставшимся двоим не надо перестраиваться: каждый остается на своем месте. Если старший спросит, как куда-то пройти, младший не показывает пальцем и не объясняет словами, а провожает его до этого места, затем возвращается. Так же поступает сам старший (по возрасту) по отношению к людям, заслужившим славу своими поступками, своим геройством, доблестью и ставшим известным всему народу.