Обработка результатов тестового контроля. Анализ заданий по параметрам
Основными параметрами заданий являются: эффективность ответов, дискриминационная сила задачи, диагностическое ранжирование.
Например:
В Н тестовое задание закрытой формы требует:
1 3 А) развернутого ответа
1 2 Б) краткого ответа
0 1 В) дополнения в ответе
8 4 Г) выбора правильного ответа.
Рассчитаем стандартный индекс сложности и дискриминационной силы задания с помощью следующих шагов:
1. Определить процент сильных и слабых слушателей, ответивших на вопрос, приписав нуль: В = 8 из 10 = 80 (%);
Н = 4 из 10 = 40 (%).
2. Получите степень сложности задания, сложив проценты правильных ответов в сильной и слабой группах и разделив из на 2. Добавьте знак % к результату:
(80 + 40) / 2 + 60%.
3. Получите показатель дискриминационной силы, отняв от процента правильных ответов в сильной группе процент правильных ответов в слабой группе.
Добавьте знак десятичного числа 80 – 40 = 40 (индекс 0,4).
Индекс сложности задания определяется в процентах.
Дискриминационный индекс, как правило, рассчитывается в десятичных дробях и варьируется от 0до 1,00.
Типичные ошибки может показать и частота выбора неправильных ответов.
Обсуждение причин, по которым студенты избрали правильный или неправильный ответ также может быть достаточно информативным.
Недостатки традиционного тестирования:
· зависимость оценки от уровня трудности заданий;
· зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности студентов;
· один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.
Рекомендации по предупреждению ошибок при разработке тестов
Во время подготовки теста контроля знаний необходимо избегать:
· Неоправданной лексики;
· Неоправданно сложных структур предложений;
· Неоднозначных утверждений;
· Нечетких иллюстративных материалов;
· Размытых инструкций;
· Вербальных ассоциаций, наводящих на правильный ответ;
· Стереотипного формулирования правильных ответов;
· Расположения правильных ответов;
· Материалов вопросов, помогающих дать ответ на следующий вопрос.
Рекомендуется готовить тесты заблаговременно, чтобы было время пересмотреть и модифицировать; а также подготовить больше тестовых заданий, чем подготовлено планом теста (это даст возможность отбросить слабые задания).
Чем больше вариантов теста дает преподаватель студентам, тем выше достоверность оценки знаний студентов при фронтальном тестировании.
Как подготовить инструкцию?
Инструкция к тесту должна быть простая, краткая, содержащая информацию по каждому из пунктов:
1. Цель теста
2. Отведенное на выполнение время
3. Как давать ответ (см. Приложение 1).
Например:
Инструкция. Это тест на проверку усвоения материала первых трех тем модуля. Его результаты будут использованы для выявления трудностей, с целью помощи вам успешно завершить курс.
Тест состоит из ___ (указать число) заданий множественного выбора, и рассчитан на 1 академический час выполнения.
Выберите правильный ответ на каждый вопрос и обведите соответствующую букву.
Если в тесте меняется форма задания (например, с закрытого на открытый), то необходимо перед заданиями новой формы дать новую уточняющую инструкцию. Перед ней обязательно написать: «Внимание! Будьте внимательны - новая инструкция».
Если предыдущие задания предполагали один верный ответ, а последующие два или несколько, то такое задание надо пометить звездочкой и в примечании дать соответствующее указание.
Перед выполнением тестового задания для студентов необходимо провести краткий устный инструктаж по выполнению теста. Например, важно сообщить студентам, чтобы при затруднениях в выполнении того или иного задания, они не теряли времени, а переходили к следующим. Выполнив весь тест надо вернуться к тем заданиям, которые не были выполнены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренными в настоящем пособии методами и формами обучения и контроля знаний студентов, не исчерпывается весь дидактический инструментарий преподавателя в вузе. Существует бесчисленное множество вариаций и комбинаций форм, методов, приемов преподавания. Вместе с тем, эффективность преподавательской работы находит свое выражение в повышении учебной, социальной и трудовой активности студентов. И если в итоге учебной работы повысилась продуктивность учебного труда студентов, более рационально стало использоваться рабочее (учебное) время, улучшился психологический климат в коллективе, деятельность преподавателя можно назвать успешной.
Слагаемыми успеха преподавательской деятельности являются: социальная зрелость, педагогическое мастерство, психофизическая и коммуникативная культура, социально-психологическая культура и авторитет преподавателя.
Эмпатийное, оптимистичное, творческое, фасилитативное отношение к студентам обязательно приведет к успешному решению поставленных задач.
Литература:
1. Астахова Е.В. Методика организации и проведения семинарских занятий. – Х., 2000 – 80 c.
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., 1998. – 96 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М., 1997. – 103с.
4. Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. - М., 2000. - 244 c.
5. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М., 1991. - 80 с.
6. Використання інтерактивних методів навчання дорослих: Методичний посібник / Укладач: Савченко В.Л..- Донецьк, 2004.- 78 с.
7. Ковалев В.Н. Активные методы обучения. – Ровно, 1995. – 96 с.
8. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г. и др. Тренинги для педагогов, старшеклассников и их родителей. – Севастополь, 2005. – 300 с.
9. Кузьминский А.И. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – К.: Знание, 2005. – 486 с.
10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981 – 104 c.
11. Макагон Е.В. Дидактика в схемах и картах. – Севастополь, 2003. - 76 с.
12. Носаченко И.М. Игровые методы обучения в экономике. - К.,1995.- 80 с.
13. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. М.В. Буланова-Топоркова, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1998. – 519 с.
14. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М., 2006. - 285 с.
15. Савченко В.В. Основы андрагогики. – Севастополь, 2004. – 169 с.
16. Смолкин А.М. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. – М, 1996. – 124 с.
17. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1996. – 102 с.
18. Сурмин Ю.В. Методологический анализ ситуаций. – К., 1999. – 94 с.
19. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1989. №3. – С.71.
20. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1996. – 122 с.
21. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001. – 408 с.
22. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – 544 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Образец