Средства и методы нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп.

С л а Художественная литература, изобрази-

нравственного Тельное искусство' мУзыка' кино' Диа" воспитания фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении за­дач нравственного воспитания, так как способствует эмо­циональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают ил­люстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы худож­ников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффек­тивны при формировании у детей моральных представ­лений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызы­вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности де­тей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид де­ятельности имеет свою специфику, выполняя функцию сред­ства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании прак­тики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нрав­ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребен­ка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь ме­ханизм нравственного воспитания и влияет на формирова­ние определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интел­лектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или зак­репляем, или уже перевоспитываем).

Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. м В педагогике существует несколько под-

оды ходов к классификации методов воспи-

нравственного (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев,

ЯПГГШТЯ пцп __ \ 7 '

И. П. Подласый - в общей и школьной пе­дагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной пе­дагогике). Для классификации методов исследователи оп­ределяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Ли­хачев исходит из логики целостности педагогического про­цесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен­ного воспитания дошкольников: организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы­строена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас­сификации методов нравственного воспитания, хотя наибо­лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль­тат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от­носится к детям любого возраста - и младенческого, и до­школьного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения. Иногда воспитатели и ро­дители используют прием обещания награды, не задумы­ваясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Ка­кой же результат в нравственном развитии ребенка мож­но получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий по­ступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушать­ся, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но по­степенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравствен­ном воспитании каждый метод должен быть весомым, зна­чимым;

- для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства. Например, воспитатель при­учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме­стной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить­ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Вос­питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, кото­рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень слож­ности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш­ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от­казаться;

- применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до­школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь­ный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима­нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче­стве, каких мы ожидаем;

- преобладающими в нравственном воспитании до­школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости по­ложительного поведения и не обучать способам такого по­ведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрос­лого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, кото­рые можно и целесообразно использовать в комплексе, слу­жат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем приступать к изучению содержания и мето­дов нравственного воспитания, напомним себе, что успех в воспитании свободной личности, а именно такую личность мы и хотим получить, зависит от исходной методологичес­кой позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Если спро­сить любого человека (будь то мать, отец, воспитатель или др.), хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ре­бенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит ут­вердительно.

Никогда в нашей отечественной дошкольной педагоги­ке не ставилась задача воспитания счастливого ребенка. А может быть, молодому воспитателю над этим стоит за­думаться? Поразмышлять, как изменить взгляд на ребенка и на свою роль в его развитии. В американской педагогике есть такой принцип - «воспитывать счастливую личность». Человек должен быть счастлив уже потому, что он родил­ся, что живет. Отечественная концепция: воспитывая ребен­ка, мы как бы выстраиваем для него перспективу: вот бу­дешь слушаться старших, будешь хорошо учиться и т.д. - и станешь счастливым человеком. А американцы все «пе­ревернули»: ты родился счастливым человеком и поэтому можешь хорошо учиться, весело жить, у тебя все получит­ся, тебе все по плечу.

Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности?

Можно выделить много качеств, которые составят об­раз счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общает­ся с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но вос­питать такого ребенка можно, если и родители, и воспита­тели проникнутся глубоким уважением к личности малы­ша и научат его очень важному: чувству собственного дос­тоинства и умению жить среди людей.

Рассмотрим содержание нравственного воспитания по следующим смысловым блокам: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудить­ся; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каж­дом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать усло­вия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к при­роде, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отно­шение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчи­вости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в до­школьном возрасте. В основе их формирования лежит уме­ние понимать другого, переносить переживания другого на себя. А. В. Запорожец называл умение понять другого но­вым видом внутренней психической активности ребенка.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике до­вольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства вос­питания гуманных отношений (художественная литера­тура, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошколь­ного учреждения. Значительный вклад в разработку про­блемы внесли исследования JI. А. Пеньевской, А. М. Вино­градовой, И. С. Деминой, JI. П. Князевой, JI. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.

Что же исследования дали практике? Уточнилось содер­жание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе. Определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошколь­ного возраста. В основе методики лежит механизм нрав­ственного воспитания, но последовательность компонен­тов механизма меняется в зависимости от возраста детей.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в мето­дике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыб­нулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочув­ствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, по­прощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положитель­ной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и сме­ется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную.

В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы соци­альный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен само­стоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гу­манного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педаго­гических ситуаций, в которых ребенок упражняется в по­ложительном поведении. Эффект названных методов уси­ливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками - ин­дивидуальные занятия.

На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе - этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к эле­ментарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о харак­тере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главны­ми остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяс­нения взрослого, организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картин­ке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку ре­шать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, де­лать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо восприни­мают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены - красивый герой не может быть плохим.

Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возрас­та. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направ­лена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требую­щими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на поло­жительного героя.

Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: пережи­вание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание- утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).

Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют спо­собность к реальному «переживанию-действию».

Наиболее полноценная работа по формированию гуман­ного отношения к окружающим происходит на третьем эта­пе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте дети способны не только на обобщение сво­его опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Воспитатель организует этические беседы с детьми. Бесе­ды можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отноше­ния между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

К каждой этической беседе предъявляются единые требо­вания: опора на жизненный опыт детей; соответствие возра­сту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкрет­ность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и прак­тикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей груп­пы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщения­ми, учить делать их самостоятельно.

В работах Л.П.Князевой (Этические беседы в детском саду. - Пермь, 1972), А. М. Виноградовой (Воспитание нрав­ственных чувств у старших дошкольников. - М., 1989) рас­крыта методика проведения этических бесед. Так, дети об­суждают разные сказки с одной моралью («Теремок», «Ру­кавичка») или сравнивают поведение героев в сходных ситуациях, самостоятельно выводят на основе разных лите­ратурных произведений правила взаимоотношений. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки (Что означают пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка» и др.?).

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5- 6 человек.

В беседе можно использовать наглядный материал. На­пример, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложи­те картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персона­жа, по форме выражения героями чувств и т.п.).

Выбор формы этической беседы и места ее проведения зависит от ее темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако всегда воспитатель выстраивает беседу так, чтобы это действительно была беседа, т. е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаклю­чения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоми­нать. Этическая беседа может состоять из трех частей: сна­чала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мо­раль и наконец проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.

Педагогическое мастерство воспитателя будет прояв­ляться в умении в наибольшей степени активизировать по­знавательную и эмоциональную активность детей, их са­мостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и методы.

Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсу­дить тот или иной моральный вопрос и могли рассчиты­вать на справедливое разрешение проблем.

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком мораль­ных ценностей, практика поведения, упражнения также ос­таются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гу­манном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о за­болевшем, уход за животными). Воспитатель не только ис­пользует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятель­ности: игру, труд, занятия по всем разделам программы.

На этом этапе главной становится работа по формирова­нию «переживания-действия». Поэтому продолжается обу­чение детей способам гуманного поведения и вербальным формам выражения положительных чувств («Как ты поздра­вишь Наташу с днем рождения, какие хорошие слова ей скажешь?»).

Важнейшим условием и одновременно методом воспита­ния гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нрав­ственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступ­ку, явлению, факту. Можно долго и «правильно» рассуждать о гуманном поступке: «Дети, я хочу рассказать о хорошем поступке Миши - он помог маленькому Алеше перейти че­рез канаву. Это хороший поступок, так всегда поступают хорошие дети». Все, казалось бы, верно: и Мишу похвалили, и закрепили представления дошкольников о хороших поступ­ках... Но мало найдется тех, кто захочет тут же повторить поступок товарища. В лучшем случае дети примут его к све­дению. Может, было бы достаточно, если бы воспитатель высказал свое восхищение: «Миша, какой ты молодец, я про­сто залюбовалась тобой. Как ты заметил, что Алеша боится переходить через канаву?»

Типичной для этого периода ошибкой практики являет­ся невнимание воспитателя к таким компонентам механиз­ма нравственного воспитания, как мотив и чувства. А ведь именно в старшем возрасте активно развиваются мораль­ные мотивы, формируются социальные чувства. Почему ребенок не хочет общаться, почему он всегда внимателен и уступчив по отношению к одному из сверстников и совсем не таков по отношению к другим?

Таким образом, при систематической работе, направлен­ной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гума­низм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характе­ристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Уме­ния со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не зави­довать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.

Наши рекомендации