Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач
Изучение речевого развития учащихся. Необходимо выявить речевые недостатки ребенка, возможные пути их устранения для более успешной работы с детьми. Изучение речи детей преимущественно осуществляется на первом году обучения, т. к. точное знание уровня речевого развития каждого ученика является обязательным условием правильного построения системы работы. Но при этом внимание к индивидуальному развитию каждого ребенка не должно утратиться и в дальнейшем.
Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков осуществляется в младших классах. Становление произносительных навыков — важнейшая задача начальной школы. В зависимости от успешности ее решения развиваются все другие стороны речи.
Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса происходит в течение всего процесса обучения.
Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения также происходит во всем курсе русского языка.
Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи осуществляется все годы обучения, но фундамент закладывается в младших классах.
Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме осуществляется в основном в старших классах, но фундамент также закладывается на начальном этапе обучения и развития.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Обучение произносительным навыкам неразрывно связано с формированием словаря ребенка, слово может быть усвоено только в сочетании с другими словами, построение предложения также зависит от контекста. Следовательно, предложение полноценно усваивается, только если выполняет определенные коммуникативные функции. Наряду с развитием разных сторон речи в специальной школе решаются задачи коррекции речевых недостатков. Работа над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией способствует закреплению звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь. Работа по коррекции недостатков словарного запаса происходит благодаря обогащению и уточнению словаря. Дети учатся наиболее точно и адекватно употреблять слова из своего словарного запаса, включать новые слова в контекст. Этот процесс ведет к активизации словаря. Для устранения недостатков в построении предложений и связной речи необходимо поэтапно отрабатывать с детьми различные типы предложений, тренировать учащихся в правильном употреблении падежных и временных форм. Эффективность решения задач развития речи учащихся зависит от многих факторов, основные из которых — содержание высказывания и потребность говорить. Если ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится практически невозможным.
Успешное проведение словарной работы в коррекционной школе обладает своими особенностями:
♦ выдержанность количества слов на единицу учебного времени. Для учащихся младших классов это 2-3 слова в пределах одного этапа, для старшеклассников — 3-5 слов;
♦ стремление к контекстному объяснению новых слов. Процесс запоминания новых слов значительно более эффективен, если они объединены в тематические группы или использованы в предложении;
♦ представление нового слова должно задействовать работу всех анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем (слуховое восприятие), значение слова разбирается с использованием наглядных или словесных средств при активном участии учащихся; слово прочитывается учениками, включается в предложение и записывается;
♦ помимо объяснения значения слова, необходимы система упражнений, постоянное повторение слова и включение его в различные контексты;
♦ при активизации лексики важна естественность условий. Предложения, составляемые учащимися, должны отражать содержание прочитанного текста либо ситуацию, заданную учителем;
♦ тесная взаимосвязь работы над лексикой с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Только комплексная работа над всеми сторонами языка и постоянное применение изученного материала способствуют активизации новых слов в речи учащихся.
Работа над предложением является главной учебной задачей школы, т. к. предложение — основная единица речи. Если ребенок умеет правильно строить предложения и точно выражать свои мысли, значит, он более способен использовать речь как средство общения, подготовлен к овладению связной речью. Работа над предложением ведется в трех направлениях:
♦ отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности;
♦ работа над речью — формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли, выбора удачной синтаксической конструкции, формирование интонационных умений;
♦ формирование грамматического плана предложения — отработка навыков правильного соединения, размещения слов, умения осознавать структурную схему используемой конструкции.
Развитие связной устной речи — наиболее сложная задача обучения умственно отсталых детей. Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, нежели предложение. Устная связная речь складывается из двух умений:
♦ говорить — экспрессивная речь;
♦ понимать речь других людей — импрессивная речь.
К развитию связной речи на уроках в коррекционной школе предъявляются следующие требования:
♦ создание условий для возникновения у детей потребности говорить;
♦ работа над логикой высказывания;
♦ организация языковой основы для высказывания;
♦ четкая постановка цели высказывания перед детьми, то есть направление, по которому строится рассказ;
♦ организация самого высказывания — осуществляется с опорой на картинки, схемы, словесный план;
♦ тренировка в устных связных высказываниях с использованием различной тематики, пересказы текста, описание предметов.
План-конспект урока