Характеристика педагогической деятельности
ТЕМА 1. ВОСПИТАТЕЛЬ: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
План:
1. Характеристика педагогической деятельности.
2. Личностные качества воспитателя.
3. Педагогические функции и умения воспитателя.
Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника. Даль В.И.
Характеристика педагогической деятельности.
Истоки педагогической профессии уходят в глубокую древность. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией.
Профессией принято называть вид труда с определенной системой требований к человеку (А. С. Роботова и др.). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования.
Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия - учитель, специальность - учитель русского языка и литературы.
Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик: воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие.
При всем различии педагогических специальностей у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры.
В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е. А. Климовым, профессия педагога относится к группе «человек - человек» (врач, продавец и т. п.). Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие (общение) с другим человеком или его обслуживание. Цель педагогического труда - воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание - взаимоотношения с людьми. Профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки. Кроме того, эта профессия осуществляется в условиях повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь людей.
Личность воспитателя дошкольного образовательного учреждения формируется и совершенствуется в процессе его профессиональной педагогической деятельности, на протяжении всей жизни.
Роль воспитателя в воспитании детей оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Важнейшая задача воспитателя в процессе педагогического воздействия — выявление склонностей и дарований ребенка и их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями, его способностями и возможностями.
Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере СМИ. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
В научной литературе существует множество определений профессии воспитатель. Проанализируем несколько из них.
Воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии Воспитатель объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. (Российская педагогическая энциклопедия.Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.)
Воспитатель - Гувернер (гувернантка), ментор, наставник, наставитель, пестун, учитель; дядька, бонна. (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999)
Воспитатель - 1) Тот, кто занимается воспитанием кого либо. 2) Работник детского учреждения. ( Толковый словарь Е.Ефремовой)
Воспита́тель - 1.Человек, который воспитывает или воспитал кого-либо. 2.Педагог, наставник в каком-либо детском учреждении, учебном заведении и т.п. (Толковый словарь/Под.ред. С.Кузнецова 2006)
Воспитатель - 1. Человек, который воспитывает или воспитал кого-нибудь. 2. Специалист, занимающийся воспитательной работой. В. детского сада. В интернате. (Толковый словарь Ожегова С.И. 2008).
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека (Сластенин В.А. 2002)..
Как видим, трактовка термина практически идентична.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.
К. Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще специальные знания». Эти качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки. И связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном этапе их развития.
В педагогической деятельности выделяются следующие компоненты мотивов - цель – предмет - способы осуществления – результат. Чем выше мотив – лучше результат.
Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеей гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Реализация цели педагогической деятельности связаны с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания.
Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (занятию, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В тоже время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
Деятельность воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мыли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств.
Воспитатель — главный для ребенка человек в детском саду. Он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем ему подражать — внешнему виду, манере разговора с окружающими, поведению в целом. Важно, чтобы он видел перед собой достойный образец для этого, ибо, как справедливо заметил А. С. Макаренко, никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.