Задачи физического воспитания
Всестороннее развитие физических способностей советских людей осуществляется в процессе физического воспитания, являющегося неотъемлемой частью коммунистического воспитания.
Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых строителей коммунистического общества, готовых к труду и защите Родины.
В процессе физического воспитания разрешаются следующие основные задачи;
а) укрепление здоровья, закаливание организма и повышение
уровня физического развития и работоспособности;
б) овладение жизненно необходимыми двигательными навыка
ми и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;
в) воспитание моральных и волевых качеств человека;
г) развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости,
выносливости);
д) овладение техникой выполнения специальных спортивных
упражнений (спортивной техникой).
Улучшение здоровья трудящихся — одна из главных задач физического воспитания в СССР,
Правильное применение различных средств физического воспитания оказывает глубокое и многостороннее влияние на организм человека, обеспечивает хорошее здоровье и необходимую физическую подготовку.
Специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Систематические занятия физическими упражнениями благотворно влияют на деятельность центральной нервной системы, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, снижают утомляемость коры головного мозга и повышают работоспособность человека.
Велико значение физических упражнений для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата: кости приобретают большую прочность, увеличивается подвижность в суставах, тело становится более гибким. Значительные изменения происходят в мышцах: под влиянием физических упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила, повышается скорость сокращений мышц и их эластичность. Благоприятное воздействие оказывают физические упражнения и на внутренние органы человека, прежде всего на сердце и легкие.
В процессе физических упражнений развиваются и тренируются все мышцы тела человека, в том числе и сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большее количество крова, чем нетренированное.
Пульс тренированного спортсмена в состоянии покоя медленный (около 50—60 ударов в минуту), но при выполнении большой работы может быть повышенным (до 240 ударов в минуту).
Исследования показали, что сердце спортсмена, выполняя п процессе занятий физическими упражнениями напряженную работу, не слабеет, а делается еще более крепким и отличается высокой работоспособностью.
Под влиянием физических упражнений развиваются и укрепляются органы дыхания, увеличиваются размеры грудной клетки, возрастает ее подвижность. Дыхательная экскурсия грудной клетки достигает 10—.15 см вместо обычных 4—6 см.
Занятия физическими упражнениями содействуют становлению правильного, глубокого дыхания, имеющего очень большое значение для усиления вентиляции легких.
В жизни и трудовой деятельности советских людей важное значение имеет общая физическая подготовка: умение быстро ходить и бегать, хорошо плавать, прыгать, ходить на лыжах, преодолевать препятствия, далеко и метко бросать гранату и т. д. Формирование этих навыков и умений с раннего возраста является одной из практических задач физического воспитания.
Физические упражнения, разумно применяемые в сочетании с другими средствами физического воспитания (естественные силы природы, личная и общественная гигиена), оказывают решающее влияние на улучшение здоровья человека.
Велико образовательное значение систематических занятий физическими упражнениями. Им сопутствуют объяснения о влиянии упражнений на организм, об амплитуде, темпе, ритме, о наиболее правильном способе выполнения упражнений. Вместе с тем занимающиеся получают рекомендации для самостоятельного
использования различных средств физического воспитания в поп-седневной жизни, в спортивной тренировке. Таким образом, занимающиеся приобретают специальные знания, помогающие решать задачи физического воспитания.
Физическое воспитание в кашей стране подчинено общим задачам строительства коммунизма, поэтому воспитание высоких моральных и волевых качеств является одной из главных задач физического воспитания.
В процессе правильно организованных занятий физическими упражнениями воспитываются такие моральные и волевые качества, как организованность, сознательная дисциплина, инициативность, находчивость. При выполнении физических упражнений занимающиеся преодолевают большие или меньшие трудности, сознательно и умело создаваемые руководителями занятий, что способствует воспитанию решительности, смелости, настойчивости, мужества.
Организованное выполнение групповых упражнений, походи, соревнования, праздники имеют большое значение для воспитания чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества — сила, быстрота, ловкость, выносливость, а также гибкость. При этом физические качества всегда проявляются совместно, во взаимной связи. Это объясняется тем, что организм человека отличается внутренним единством, безусловным взаимодействием его функций.
Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Примерами высоких проявлении силы могут служить поднимание штанги, подтягивание на руках, лазанье по вертикальному канату без помощи ног, толкание ядра и др. В физическом воспитании для развития качества силы применяются: упражнения с предметами различного веса (набивные мячи, гантели, мешки с песком, гири, штанги), упражнения в преодолении сопротивления партнера, упражнения с упругими предметами (резина, эспандеры), упражнения с элементами борьбы, игры с перетягиванием, упражнения в висах, упорах, метание и толкание мячей (в том Числе на дальность), прыжки в длину и др.
Быстрота — это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Можно различать быстроту движении (например, в беге, особенно на короткую дистанцию) и быстроту двигательной реакции( например, реагирование на внезапный сигнал — старт в беге, плавании, игре и т. д.). В физическом воспитании для развития качества быстроты применяются: различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, прыжки с длинной или короткой скакалкой, игры, требующие быстрой реакции и двигательных действий» и др.
Ловкость — это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движений к другим в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении сложных гимнастических упражнений (вольные упражнения, упражнения на снарядах, акробатика), в спортивных играх, прыжках в поду и на лыжах, фигурном катании на коньках, в прыжках в высоту, метаниях и др. Для развития ловкости могут быть использованы любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющие для занимающихся элементы новизны и координационной трудности.
Выносливость — это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности. Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость — это способность к непрерывной двигательной деятельности с умерен-ныл; напряжением в течение длительного времени (например, длительная ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание). Спе-_^_ циальная выносливость — выносливость в определенной деятель-,>п ности. В спорте, например, может быть скоростная вынооливость, ^- в которой сочетаются качества быстроты и выносливости (папрн-(\| мер, в беге на короткую дистанцию), силовая выносливость—со-1л метание силы и выносливости {например, многократное вьшолне-' иие приседания, подтягивания на руках, поднимания штанги). О Средствами для развития выносливости служат различные физи-■^ ческие упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время (ходьба, чередование ходьбы и бега, бег, передвижение на лыжах, коньках, гребля, плавание, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).
Гибкость — это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Амплитуда движений влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание, т. е. упражнения с увеличенной амплитудой движений. Это прежде всего упражнения для рук, ног, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными тагами, прыжки «в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к грудн, I лубокие приседания на всей ступне, упражнения у гимнастической стенки (стоя на полу или на рейках) лицом к ней или спиной— наклоны вперед, назад, в стороны и др.
Физические качества человека всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявления быстроты, силы, ловкости п выносливости требуют соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости. Боепитание физических качеств человека — одна из важных задач фее(таА77
Спорт разносторонне .тГд;з'деиствует на человека: способствует укреплению здоровья, Дбщёаду. физическому развитию, овладению
2 Заказ № ГО05 '■ --»-а * ' " _ ■ | \у
1""*"*
практическими навыками и отличается высокой эмоциональностью.
Советские спортсмены своими высокими достижениями демонстрируют рост физической культуры и спорта в нашей стране. Высокие результаты в спорте могут быть достигнуты только на основе изучения и освоения спортивной техники, что также является одной из задач физического воспитания.
В тесной связи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием и политехническим обучением физическое воспитание способствует всестороннему развитию советских людей — активных строителем коммунистического общества.
Связь с умственным воспитанием выражается прежде всего в том, что занятия физическими упражнениями и применение других средств физического воспитания способствуют улучшению здоровья, что создает лучшие условия для плодотворной умственной деятельности. Чередование умственной и физической деятельности повышает работоспособность, улучшает восприятие и усвоение знаний.
Связь физического воспитания с умственным состоит та,кже и в том, что сам процесс применения различных средств физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, гигиена труда и быта и др.) во всем многообразии их содержания и форм обогащает память новыми знаниями, расширяет кругозор занимающихся.
Физическое воспитание органически связано с нравственным воспитанием.
В. И. Ленин учит нас: «Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»1.
Правильно организованное физическое воспитание способствует воспитанию коммунистической нравственности. Организованные занятия в группах, секциях, командах создают условия для воспитания правильных взаимоотношений занимающихся, для коллективных усилий в достижении общих целей, способствуют подчинению личных интересов интересам общественным. Это относится также к организации самодеятельного строительства спортивных площадок и других спортивных сооружений, к ремонту, изготовлению спортивного инвентаря, что воспитывает социалистическое отношение к материальным ценностям общества.
В процессе физического воспитания вырабатываются определенные нормы поведения в быту, учебе, на работе.
К важным элементам нравственного воспитания относится выполнение учащимися различных общественных поручений, ответственность перед своими товарищами за Еьтолнение порученного дела.
1 В. И. Л е я » и. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 311,
Воспитанию воли, характера, дисциплины способствуют спортивные соревнования, требующие от участников моральной и физической выдержки, соблюдения правил, спортивной этики.
Беседы о значении физического воспитания, о мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства для развития физической культуры и спорта, о достижениях советских спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских играх способствуют воспитанию чувства советского патриотизма и гордости за свою Родину.
Физическое воспитание тесно связано с эстетическим воспитанием. Воспитанию чувства прекрасного и правильному его пониманию содействуют многие средства и формы физического воспитания. Под влиянием физических упражнений человеческое тело становится пропорционально развитым, приобретается красивая осанка, движения становятся пластичными, ловкими, уверенными.
Гимнастические выступления на праздниках, физкультурные парады, массовые танцевальные упражнения доставляют эстетическое наслаждение. Такие виды физических упражнений, как художественная гимнастика и фигурное катание на коньках, вполне соответствуют требованиям эстетического воспитания.
В физическом воспитании много занятий проводится в естественных условиях. Это позволяет познать красоту природы необъятных просторов Родины.
Физическое воспитание содействует политехническому обучению и трудовому воспитанию.
Средствами физического воспитания достигается улучшение здоровья, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости и других качеств, необходимых в любых трудовых процессах-
Участие в изготовлении и ремонте инвентаря и оборудования, устройстве мест занятий помогает и политехническому обучению, и физическому развитию. Если физическое воспитание является необходимой основой труда, то и труд оказывает большое влияние на физическое развитие человека.
Правильно организованный труд формирует у детей важнейшие трудовые навыки. Вместе с тем труд развивает ловкость, силу, выносливость и способствует физическому развитию, учащихся.
Однако физический труд не заменяет собой физических упражнении. Ни один нз видов труда не может так разносторонне и целенаправленно воздействовать на организм, как физические упражнения. Необходимо разумно сочетать физические упражнения с физическим трудом. Во время трудовых процессов следует делать физические упражнения (физкультпаузы, физкультминутки), а в процессе физического воспитания выполнять с детьми посильную работу (коллективная переноска и подготовка снарядов для занятий, поделка и ремонт спортивного инвентаря и др.). Такое сочетание будет отвечать задачам подготовки учащихся к труду.