В Донецкой Народной Республике
Программа
Образовательно-воспитательного курса
Классы
Донецк
Утверждено решением научно-методического совета Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования. Протокол № 5 от 16.06.2016 г. |
Образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса» разработан для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций с целью освоения и реализации ими своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................... 4
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Начальное общее образование 1-4 классы.................................................. 20
1 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 20
2 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 25
3 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 30
4 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система гражданско-патриотического воспитания в схемах и таблицах 44
Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию............... 47
Примерный перечень воспитательных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах 52
Диагностические материалы................................................................................ 57
Рекомендации по проведению социологического опроса................. 65
Глоссарий........................................................................................................................... 72
Медиатека к курсу «Уроки гражданственности Донбасса»............... 82
Патриотические песни для детей среднего и старшего школьного возраста................................................................................................................................................... 85
Художники Донецкого края................................................................................... 90
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................... 93
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально-экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося в образовательной организации.
Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, сформировать готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом; способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную; дали бы возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена:
· необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю.
Именно эту задачу и призван выполнить новый образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, должны способствовать пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?».
Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит учащихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, людям, самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение у обучающихся патриотических взглядов.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений Республики.
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечит разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития школьников.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности учащихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
2. Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» являются:
· Международная Конвенция о правах ребенка;
· Конституция Донецкой Народной Республики;
· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС;
· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
· Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования городов (районов) ДНР.
Курс открыт для внесения корректив в ходе реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения макросфер (разделов) и микросфер программы с учётом новых реалий образовательного процесса.
3. Цели и задачи курса
Цели:
· развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
· подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
· модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации;
· информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанных с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
· воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства;
· утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
· формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
· привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения;
· формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
· развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
· уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
· формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
4. Принципы построения курса
· Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
· Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
· Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.
· Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
· Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
· Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.
· Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
· Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур образовательной организации, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики.
· Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.
· Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, селу, улице, школе, предприятию, спортивной команде и т.д.
5. Структурная схема курса
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» Мы воспитываемся в духе традиций Донецкого края. У нас общее наследие! | |||||||||
Микросфера «Я – житель Донбасса» | Микросфера «Природа Донбасса» | Микросфера «Культура Донбасса» | |||||||
Содержательные линии: - Я и моя семья - Мой род - Я и мое окружение - Я и общество - Мой город (село) – моя Донетчина - Труд и хозяйственная деятельность | Содержательные линии: - Я и природа - Природа вокруг меня - Характерные особенности природы нашего края - Природоохранная деятельность | Содержательные линии: - Народная мудрость - Образование - Исторические памятки Донбасса - Духовные жемчужины Донбасса - Искусство Донбасса - Выдающиеся деятели Донбасса | |||||||
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» Мы воспитываемся в духе гражданской и общечеловеческой культуры. У нас общая культура! | |||||||||
Микросфера «Человек и закон» | Микросфера «Гражданская позиция» | Микросфера «Мои права и обязанности» | Микросфера «Трудом славен человек» | Микросфера «Учимся жить среди людей» | |||||
Содержательные линии: - Конституция Донецкой Народной Республики – основной закон государства - Законодательная база Донецкой Народной Республики - Государственные символы Донецкой Народной Республики - Как устроена государственная власть - Правонарушение и преступление - Государственная система правовых отношений - Донецкая Народная Республика в мировом сообществе | Содержательные линии: - Человек и гражданин; - Что значит быть гражданином - Правовое государство - Что такое демократия - Человек и средства массовой информации - Что такое местное самоуправление - Политическая жизнь общества | Содержательные линии: - Общественное и государственно-территориальное устройство ДНР - Права, свободы и обязанности гражданина ДНР - Права ребенка - Как государство защищает мои права - Социальные права человека | Содержательные линии: - Все профессии важны - Для чего человеку работа - Труд шахтеров - Право человека на труд - Профессиональное самоопределение | Содержательные линии: - Школа вежливости - Культура общения - Правила поведения в общественных местах - Мерило нравственности – совесть - Учимся быть толерантными - В единстве и солидарности наша сила - Партии и общественные движения; - Свобода – выбор разумной личности. - Мы – граждане мира | |||||
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир» Мы воспитываемся в духе исторической памяти Донецкого края. У нас общая историческая судьба | |||||||||
Микросфера «Дыхание времен» | Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности» | Микросфера «Секреты русских мастеров» | Микросфера «Летопись народной мудрости» | ||||||
Содержательные линии: - Исторический путь русского народа. - Идея Русского мира - Государственные символы России - Россия на политической карте мира | Содержательные линии: - Героические страницы истории России - Выдающиеся исторические деятели | Содержательные линии: - Традиционные народные промыслы - История русского костюма | Содержательные линии: - Народный месяцеслов - Обряды - Традиционные верования - Народные песни - Праздники - Поликультурный мир | ||||||
6. Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания
Программа образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» опирается на традиционные источники нравственности, такие как:
· гражданственность (личностный аспект)– сформированная мировоззренческая нравственная позиция; чувство ответственности за родных, близких; гордость за историческую судьбу малой Родины, Отечества и государства; правовое самосознание; социальные навыки конструктивного взаимодействия; готовность к созидательной деятельности в социуме; уважение к культурным и другим традициям сограждан.
· гражданственность(социальный аспект)– долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· гражданское общество – общество, обладающее способностями к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общегосударственного уровня, к активному выражению запросов и интересов граждан как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
· история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
· культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
· солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· социализация– усвоение человеком социального опыта в процессе образования, воспитания и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей социальных групп и гражданского общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
7. Основные направления деятельности по реализации курса
1. Содержательное направление:
· отбор учебного материала, способствующего формированию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков;
· разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий и методов;
· интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода;
· развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление:
· реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам;
· социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся.
3. Управленческое направление:
· изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса;
· создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;
· привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
8. Механизм реализации курса
Механизм реализации образовательно-воспитательного курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех школьных служб в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского образования решаются через изучение истории, права, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, а также через специальные учебные курсы, например, «Уроки гражданственности Донбасса». При этом базовые учебные предметы и специальные курсы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, поскольку в первых акцент делается на знаниевый компонент, во втором – на воспитательный, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации.
Социализация детей и учащейся молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания может базироваться на деятельности школьной общественной организации, ученическом самоуправлении, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
В процессе взаимодействия названных компонентов социализации обучающихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дисциплинированность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.
Главной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания является работа классного руководителя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.
Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие обучающимися окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседам.
Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет функционировать.
Методы достижения поставленных целей и задач
1.Содержание программы реализуется на занятиях образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», а также:
Ø на уроках в:
· 1-4 классах: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
· 5-м классе: литература, природоведение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;
· 6-11 классах: литература, биология, история, география, физическая культура, экономика, начальная военная и медико-санитарная подготовка;
Ø во внеклассной работе:
· деловая игра;
· практикум;
· устный журнал;
· конкурс рисунков и газет;
· викторина;
· круглый стол;
· конкурс сочинений;
· защита проектов;
· родительские собрания, посещение семей учащихся;
· анкетирование;
· тематические классные часы;
· семейные праздники;
· спортивные состязания;
· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
· КВНы семейных команд,
· брейн-ринги,
· интеллектуальные марафоны родителей и детей;
Ø во внешкольной работе:
· экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.
Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, учебно-познавательные возможности каждого школьника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.
2. Необходимо помнить, что курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности. Имеются в виду учебные экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в программе, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», так и во время обучения в школе в целом.
В перспективе на основе данной программы планируется разработка цикла мероприятий, направленных на совместную деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
9. Прогнозируемые результаты
В результате реализации образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
· воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
· образовательных результатов – углубление, систематизация знаний по базовым дисциплинам, осознание существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;
· поведенческих результатов – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности, формирование устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений и т.д.).
Воспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном дей