Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей
В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие. В том случае, когда речь идет о согласовании движений звеньев тела в пространстве и времени при решении конкретной двигательной задачи принято говорить о координационных способностях человека.
ПОД КООРДИНАЦИОННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.
Следовательно, координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Трудность управления двигательным аппаратом зависит прежде всего от того, что человеческое тело представляет собой многозвенную систему с огромным количеством степеней свободы. Учитывая возможные перемещения между туловищем, головой и конечностями в нашем теле находится не менее 107 степеней свободы. Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы.
Одновременное или последовательное управление многими звеньями тела - задача очень сложная. Если координационные возможности человека недостаточны, то он частично стремится облегчить выполнение движения (обычно не осознавая это) путем фиксации большого числа суставов. Что такой механизм облегчения трудностей действительно имеет место, нетрудно убедиться воочию. Достаточно для этого понаблюдать хотя бы первые шаги новичков при обучении их ходьбе на лыжах или катанию на коньках. Прямые ноги с закрепощенными коленными и даже голеностопными суставами явно указывают на то, что на первых этапах обучения новичок пытается овладеть движениями своих непослушных многозвенных конечностей путем превращения их как бы в одно жесткое звено.
Правда, все это приводит к координационной скованности, напряженности выполнения движений.
При этом значительно облегчается задача управления двигательным аппаратом. Естественно, что такая координация движений не является целесообразной и свидетельствует о соответствующем уровне развития координационных способностей.
Наиболее полное объяснение основных трудностей при выполнении координи-
141 Теория и методика физической культуры
рованного движения впервые еще было дано Н. А. Бернштейном (1947). По его меткому выражению, координация движений и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему.
Помимо указанных затруднений, которые приходится испытывать организму при выполнении новых опытных двигательных актов можно назвать и другие. В частности, неумение человека наиболее полно использовать реактивные силы, т.е. отра-женные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями, негативное влияние старых координационных автоматизмов, утомление, чрезмерная мотивация занимающихся, страх, непривычные условия деятельности, повышенная ответственность за результат и другие причины. Например, новичок, впервые вступивший на лед на коньках, начинает с обыкновенных автоматизированных шагающих движений. Непо-лучая привычной должной опорной реакции при переднем шаге, нога скользит по льду вперед. Обычный результат этого - либо падение, либо судорожное сведение расползающихся ног. Новичок-фигурист вместо того, чтобы оттолкнуться от льда всем ребром конька очень часто отталкивается носком, т.е. использует все тот же автоматизированный механизм толчка при ходьбе.
Критерием координационных способностей является степень соответствия между двигательным процессом и намеченной целью. Выделяют единичные и комплексные критерии (измерители) координационных способностей, которые имеют качественные и количественные характеристики. К основным единичным качественным характеристикам относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность решения двигательной задачи. Количественными критериями являются точность, скорость, экономичность и стабильность действий. Например, одним из критериев оценки координационных способностей в общеразвивающих упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений, совершаемых в разных плоскостях) может быть адекватность и точность выполнения этих движений. При метании теннисного мяча в цель - меткость (точность) и т.п. В подобных случаях в процессе управления сложными в координационном отношении двигательными действиями и их регуляции человек может координировать свою двигательную деятельность по одному из перечисленных критериев. Однако, эти критерии координационных способностей изолированно, обособленно друг от друга, встречаются крайне редко. Как правило, более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае человек уже координирует свою деятельность одновременно по двум или нескольким признакам: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических приемов в спортивных играх) и т.д.
В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющие повышенные требования к координационным способностям человека.
Например, координационные способности оцениваются по времени ведения мяча (руками, ногами) при беге с изменением направления движения; по времени освоения новых двигательных действий; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки и т.п.
К числу основных координационных способностей относятся:
• способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);
Лекция II Координационные способности и методика их развития
• способность к ориентированию в пространстве;
• способность к равновесию;
• способность к перестраиванию движений;
• способность к соединению (комбинированию) движений;
• способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
• способность к выполнению заданий в заданном ритме;
• способность к управлению временем двигательных реакций;
• способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
• способность к рациональному расслаблению мышц.
Эти координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности.
Однако их значимость в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для тенниса ведущими координационными способностями являются способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соединению, равновесию. Для фехтования наиболее характерными являются способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению и «чувству дистанции», а пля спортивной гимнастики - способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму.
КООРДИНАЦИОННАЯ | ВОЗРАСТ | |||||||||
СПОСОБНОСТЬ | ||||||||||
К управлению продолжительностью мышечных | И | И | tl | |||||||
напряжении | ||||||||||
К дифференцированию пространственных и вре- | It | Н | t | t* | t | |||||
менных характеристик | ||||||||||
движении | ||||||||||
К управлению временем реакции на слуховые и | ft | И | M | t | ||||||
зрительные сигналы | ||||||||||
К ритму | * | ft | ti | t | ||||||
К ориентации в пространстве | tt | H | tt | it | t | |||||
К равновесию | t | it | t |
Рис. 11.1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)
Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортив-
143 Теория и методика физической культуры
ных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Способность к двигательный координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:
1) функциональным состоянием сенсорных систем организма (анализаторов);
2) степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);
3) возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей (Рис. 11.1.). Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.