Раздел II. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «История педагогики и философия образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 46 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: | канд. филос. наук, доц. | А.С. Горинский |
Рецензент: | д-р пед. наук, проф. | Л.В. Моисеева |
Одобрен на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от __________ № ___.
Заведующий кафедрой профессиональной педагогики | С.А. Днепров |
Рекомендован к печати методической комиссией института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от __________ № ___.
Председатель методической комиссии Института ППО | В.В. Пузырев | |
Зам. директора НБ | Е.Н. Билева | |
Директор Института ППО | И.И. Хасанова |
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
© А.С. Горинский, 2016 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «История педагогики и философия образования» являются содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования через формирование такого целостного представления об истории педагогики и философии образования, которое через многообразие предложенных в данной области социокультурного опыта образовательных практик и дискурсов единственно позволяет сформировать гуманистически и эвристически ориентированное самосознание будущего педагога в условиях правового и демократического общества.
Достижению указанных целей содействует структура и логика данного курса, предполагающая историко-генетический и иммерсивный подходы к подаче и изложению и усвоению учащимися учебного материала.
Воспитательными целями освоения данной дисциплины являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и философии образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «История педагогики и философия образования» относится к базовой части (общепрофессиональной) части профессионального модуля Б.3 ОПОП бакалавриата.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1. Из курса «Философия»:
Знания: методологические основы научного познания.
Умения: понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания.
Владения: владеть моральными нормами и основами нравственного поведения.
2. Из курса «История»:
Знания: законы исторического и общественного развития.
Умения: анализировать закономерности и логику исторического процесса.
Владения: историческим методом и применения его к оценке и анализу
социокультурных явлений.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Общая и профессиональная педагогика;
· Методика воспитательной работы;
· Педагогические технологии.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готовности анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);
- способности анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
- готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
· роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
· основные культурно-исторические образовательные парадигмы и системы в их становлении и развитии;
· генезис и основные этапы развития педагогической науки; ведущие направления философии образования как самостоятельной научной дисциплины
Уметь:
· выявлять причинно-следственные связи между этнокультурными, социокультурными и образовательными явлениями;
· раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;
· ориентироваться в этнокультурном, социокультурном и культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;
· использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.
Владеть:
· опытом анализа и экспликации социокультурных и философских оснований ведущих образовательных парадигм и систем прошлого;
· основами экстерналистского и исторического подхода к выявлению связей между этнокультурными, социокультурными и образовательными явлениями.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для всех профилей академического бакалавриата составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 34 аудиторных часов и 38 часа самостоятельной работы.
Таблица 1
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | Заочная | |
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 72 (2) | 72 (2) |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | - |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | - |
1.3.2. Контрольная работа | - | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | - |
1.3.4. Изучение теоретического материала | ||
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие) | - | |
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) | ||
2.График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | II | II |
2.2. Семестр | ||
2.3. Экзамен (семестр) | - | - |
2.4. Зачет (семестр) | ||
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
Общая трудоемкость дисциплины для следующих профилей прикладного бакалавриата: «Металлургия», «Машиностроение и материалообработка», «Транспорт», – составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 36 аудиторных часов и 36 часов самостоятельной работы.
Таблица 2
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения |
Очная | |
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) | |
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 72 (2) |
1.2. Аудиторные занятия: | |
1.2.1. Лекции | |
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | |
1.2.3. Лабораторные работы | - |
1.3. Самостоятельная работа | |
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - |
1.3.2. Контрольная работа | - |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - |
1.3.4. Изучение теоретического материала | |
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие) | |
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) | |
2.График изучения дисциплины | |
2.1. Курс | II |
2.2. Семестр | |
2.3. Экзамен (семестр) | - |
2.4. Зачет (семестр) | |
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) | - |
4.2. Cодержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3: академический бакалавриат
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практичес- кие занятия | СРС | Консуль- тации | |||||
Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования | 1-2 | Еженед. | Стартовый тест | |||||
Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности | 1-2 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета | 3-4 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Педагогический дискурс в контексте механицизма | 5-6 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. | |||||
Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами | 7-8 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №1 | |||||
Становление дисциплинарно-сциентистской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв. | 9-10 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма | 9-10 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Самоидентификация национального образования и философско-педагогической мысли в России XIX – начала XX вв. | 11-12 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №2 | |||||
Образовательная парадигма в Советской России. Русская философия образования XX в. за рубежом | 13-14 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в. | 15-16 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Итого за 3 семестр | Зачёт | |||||||
Всего за курс |
Таблица 4: прикладной бакалавриат
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практичес- кие занятия | СРС | Консуль- тации | |||||
Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования | 1-2 | Еженед. | Стартовый тест | |||||
Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности | 3-4 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета | 5-6 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Педагогический дискурс в контексте механицизма | 7-8 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. | |||||
Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами | 9-10 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №1 | |||||
Становление дисциплинарно-сциентистской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв. | 11-12 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма | 11-12 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Самоидентификация национального образования и философско-педагогической мысли в России XIX – начала XX вв. | 13-14 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №2 | |||||
Образовательная парадигма в Советской России. Русская философия образования XX в. за рубежом | 15-16 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в. | 15-16 | Еженед. | Обсуждение вопросов и заданий | |||||
Итого за 3 семестр | Зачёт | |||||||
Всего за курс |
4.3. Содержание дисциплины
Раздел I. Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования
Философия образования как выявление и осмысление философских принципов педагогического дискурса, образовательных знания и ценностей. Историко-генетический подход к выявлению плюрализма философских принципов образования. Генезис и основные этапы развития педагогики как науки.
«Западная» и «восточная» архетипические стратегии воспитания и образования. Тезис Д. Дьюи: европейская наука и философия есть следствие античного архетипа образования. Импликации архетипических стратегий воспитания и образования в различных областях античной культуры (в сравнении с «восточной» стратегией). Значение идеи веридикции и «свободоречия» (παρρησία, libertas) в античной традиции образования.
Раздел II. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности
Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции. Гомеровское общество и Спарта. Аксиология идеала «доблести» (α̉ρετή).
Παιδεία: воспитание и образование в классическую эпоху. Понятия «пайдагогия» (παιδαγωγία) и «пайдейя» (παιδεία). Проблемы целеполагания в культуре «пайдейи»: деятельный и созерцательный образы жизни. Аксиология идеала «калокагатии» (καλοκα̉γαθία). Исключительная роль риторического образования в классической Античности. Афинская система образования. Софистическое просвещение и полисная демократия. Сократовская идея воспитания как «самопознания» (γνωθι σεαυτον) и рождение философской теории «пайдейи».
Философские теории «пайдейи». Политический и метафизический аспекты теории воспитания Платона и Аристотеля. Значение «досуга» (σχολή) в образовании свободнорожденного человека. Идеологические основания идеи «свободных наук» (ε̉λευθερίων ε̉πιστημών).
Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи. Формирование программы «циклического образования» (ε̉γκύκλιος παιδεία) и ее влияние на генезис средневекового корпуса семи «свободных искусств» (artes liberales). «Свободные» и «механические» (artes mechanicae) искусства. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме»: humanitas как «образованность» (παιδεία).