Раздел II. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «История педагогики и философия образования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 46 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: канд. филос. наук, доц. А.С. Горинский
     
Рецензент: д-р пед. наук, проф. Л.В. Моисеева
     
     
     
     

Одобрен на заседании кафедры профессиональной педагогики. Протокол от __________ № ___.

Заведующий кафедрой профессиональной педагогики   С.А. Днепров

Рекомендован к печати методической комиссией института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от __________ № ___.

Председатель методической комиссии Института ППО       В.В. Пузырев
     
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева
Директор Института ППО   И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© А.С. Горинский, 2016

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «История педагогики и философия образования» являются содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования через формирование такого целостного представления об истории педагогики и философии образования, которое через многообразие предложенных в данной области социокультурного опыта образовательных практик и дискурсов единственно позволяет сформировать гуманистически и эвристически ориентированное самосознание будущего педагога в условиях правового и демократического общества.

Достижению указанных целей содействует структура и логика данного курса, предполагающая историко-генетический и иммерсивный подходы к подаче и изложению и усвоению учащимися учебного материала.

Воспитательными целями освоения данной дисциплины являются формирование потребности в самообразовании в области истории педагогики и философии образования, а также культивирование потребности в самостоятельном суждении.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина «История педагогики и философия образования» относится к базовой части (общепрофессиональной) части профессионального модуля Б.3 ОПОП бакалавриата.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

1. Из курса «Философия»:

Знания: методологические основы научного познания.

Умения: понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания.

Владения: владеть моральными нормами и основами нравственного поведения.

2. Из курса «История»:

Знания: законы исторического и общественного развития.

Умения: анализировать закономерности и логику исторического процесса.

Владения: историческим методом и применения его к оценке и анализу
социокультурных явлений.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Общая и профессиональная педагогика;

· Методика воспитательной работы;

· Педагогические технологии.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готовности анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

- способности анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

- готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

· роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

· основные культурно-исторические образовательные парадигмы и системы в их становлении и развитии;

· генезис и основные этапы развития педагогической науки; ведущие направления философии образования как самостоятельной научной дисциплины

Уметь:

· выявлять причинно-следственные связи между этнокультурными, социокультурными и образовательными явлениями;

· раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;

· ориентироваться в этнокультурном, социокультурном и культурно-историческом разнообразии образовательных ценностей;

· использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

Владеть:

· опытом анализа и экспликации социокультурных и философских оснований ведущих образовательных парадигм и систем прошлого;

· основами экстерналистского и исторического подхода к выявлению связей между этнокультурными, социокультурными и образовательными явлениями.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины для всех профилей академического бакалавриата составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 34 аудиторных часов и 38 часа самостоятельной работы.

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная   Заочная  
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)    
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2) 72 (2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - -
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие) -
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины    
2.1. Курс II II
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

Общая трудоемкость дисциплины для следующих профилей прикладного бакалавриата: «Металлургия», «Машиностроение и материалообработка», «Транспорт», – составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 36 аудиторных часов и 36 часов самостоятельной работы.

Таблица 2

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
Очная  
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)  
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа -
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (при необходимости указать, какие)
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины  
2.1. Курс II
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

4.2. Cодержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 3: академический бакалавриат

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практичес- кие занятия СРС Консуль- тации
Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования 1-2 Еженед. Стартовый тест
Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности 1-2 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета 3-4 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Педагогический дискурс в контексте механицизма 5-6 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий.
Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами 7-8 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №1
Становление дисциплинарно-сциентистской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв. 9-10 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма 9-10 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Самоидентификация национального образования и философско-педагогической мысли в России XIX – начала XX вв. 11-12 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №2
Образовательная парадигма в Советской России. Русская философия образования XX в. за рубежом 13-14 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в. 15-16 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
  Итого за 3 семестр       Зачёт
Всего за курс  

Таблица 4: прикладной бакалавриат

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практичес- кие занятия СРС Консуль- тации
Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования 1-2 Еженед. Стартовый тест
Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности 3-4 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Теоцентристская направленность средневековой образовательной парадигмы. Рождение университета 5-6 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Образовательная парадигма на этапе становления педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Педагогический дискурс в контексте механицизма 7-8 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий.
Образовательная парадигма Просвещения. Воспитательные проекты XVIII в. в их связи с социально-политическими и естественно-правовыми доктринами 9-10 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №1
Становление дисциплинарно-сциентистской образовательной парадигмы. Институциализация науки и формирование основных научно-образовательных блоков дисциплин в XVIII-XIX вв. 11-12 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма 11-12 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Самоидентификация национального образования и философско-педагогической мысли в России XIX – начала XX вв. 13-14 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий. Контрольная работа №2
Образовательная парадигма в Советской России. Русская философия образования XX в. за рубежом 15-16 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в. 15-16 Еженед. Обсуждение вопросов и заданий
  Итого за 3 семестр       Зачёт
Всего за курс  

4.3. Содержание дисциплины

Раздел I. Междисциплинарный характер курса «История педагогики и философия образования». Социокультурные и духовные предпосылки становления западной и восточной традиций образования

Философия образования как выявление и осмысление философских принципов педагогического дискурса, образовательных знания и ценностей. Историко-генетический подход к выявлению плюрализма философских принципов образования. Генезис и основные этапы развития педагогики как науки.

«Западная» и «восточная» архетипические стратегии воспитания и образования. Тезис Д. Дьюи: европейская наука и философия есть следствие античного архетипа образования. Импликации архетипических стратегий воспитания и образования в различных областях античной культуры (в сравнении с «восточной» стратегией). Значение идеи веридикции и «свободоречия» (παρρησία, libertas) в античной традиции образования.

Раздел II. Политика и метафизика в образовательной парадигме греко-римской античности

Агонально-аристократическая культура воспитания в архаической Греции. Гомеровское общество и Спарта. Аксиология идеала «доблести» (α̉ρετή).

Παιδεία: воспитание и образование в классическую эпоху. Понятия «пайдагогия» (παιδαγωγία) и «пайдейя» (παιδεία). Проблемы целеполагания в культуре «пайдейи»: деятельный и созерцательный образы жизни. Аксиология идеала «калокагатии» (καλοκα̉γαθία). Исключительная роль риторического образования в классической Античности. Афинская система образования. Софистическое просвещение и полисная демократия. Сократовская идея воспитания как «самопознания» (γνωθι σεαυτον) и рождение философской теории «пайдейи».

Философские теории «пайдейи». Политический и метафизический аспекты теории воспитания Платона и Аристотеля. Значение «досуга» (σχολή) в образовании свободнорожденного человека. Идеологические основания идеи «свободных наук» (ε̉λευθερίων ε̉πιστημών).

Воспитание и образование в эллинистическую и римскую эпохи. Формирование программы «циклического образования» (ε̉γκύκλιος παιδεία) и ее влияние на генезис средневекового корпуса семи «свободных искусств» (artes liberales). «Свободные» и «механические» (artes mechanicae) искусства. Культурно-образовательная эллинизация Римской республики. Цицероновский проект синтеза философского и риторического образования. Понятие о римском «гуманизме»: humanitas как «образованность» (παιδεία).

Наши рекомендации