Факторы развития личности
В Д. Греции существовало 2 самостоятельных полиса: Афины и Спарта. Спарта – военизированное гос-во, где цель воспитания – сформировать сильных воинов, детей отбирали, отдавали специальным няням, закаляли, формировали жестокость. Афины – демократическое гос-во, цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности.
В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности. Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.
Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании.
В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуллиан(160 – 222),Августин(354 – 430),Аквипат(1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла.
Период развития педагогики от средневековья к новому времени связан с именем Я.А. Каменского (1592 – 1670). Значение его деятельности связано с формированием системы знаний как надо обучать. Он систематизировал пед. Опыт и положил начало науке педагогика. В систему он включ принципы обучения, сделал возрастную периодизацию, описал классно-урочную систему, главный труд – “Великая дидактика”.
Эпоха Возрождения:
Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания –воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.
Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – сформировал принципы воспитывающего обучения, рассмотрел процесс мышления как процесс изменения. Выделил в уроке 4 этапа. Стал автором авторитарной школы.
Ж.Ж. Руссо– теория воспитания на основе свободного и естественного развития личности, главный труд – «Эмиль или о воспитании».
Дистервег – ввел принцип культуросообразности (учета тех условий, в которых существует ребенок), идеи развивающего обучения, автор 33 правил для учителя (занимался обучением учителей).
Песталоцци – утверждал, что при обучении детей необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальные, автор теории элементарного обучения.
Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский.
Ушинский – русский писатель и педагог, много сделавший для развития образования в России. Один из 1ый выдвинул след пед идеи: народность образования – общество должно быть обучено, обучение должно проводиться на родном языке, создал методику начального обучения, главный труд – «Педагогическая антропология» (2 тома).
Л.Н. Толстой – организовал яснополянскую школу, придерживался идеи свободного образования в организации процесса обучения.
А.С. Макаренко – автор теории развития коллектива, трудового воспитания, сознательной дисциплины. Был начальником колонии имени Горького, в которой воспитывались бывшие беспризорники.
В.А. Сухомлинский – директор Павложской средней школы, кандидат педагогических наук, автор теории нравственного воспитания, исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи.
Ш.В. Амунашвили– автор методики обучения с 6-и лет. Крупская – проблемы новой советской школы, организации внеклассной работы.
Понятие педагогикиНазвание «педагогика» происходит от греческого слова «пайдагогос». «Пайд» переводится как «дитя», «гогос» как «веду».
Педагогика – наука о воспитании человека в широком смысле слова. Предмет педагогики – всесторонняя подготовка подрастающего поколения к жизни в данном конкретном обществе.
Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.
Основные категории педагогики:
- воспитание в широком смысле слова
- воспитание в узком смысле слова – целенаправленный, планированный, организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование заданный качеств личности и черт хар-ра.
- обучение – двухсторонний процесс, направленный на передачу и усвоение ЗУНов, т.е. процесс в ходе которого решаются дидактические задачи.
- развитие – потенциальный процесс количественного накопления, приводящ к качеств изменениям.
- образование – процесс и результат усвоения теор знаний, форм практ умений и навыков, развит мыслит процессов, мировоззрений, качеств личности, формиров воспитанником заданных черт хар-ра, необх молодежи в данном конкр общ-ве.
- социализация – адаптация к жизни в данном конкр общ-ве.
- преподавание – деятельность учителя, напр на передачу и контроль знаний
- учение – деят ученика, напр на восприят, осмвсление и применения умений и навыков
- самовоспитание – процесс самотоят постановки и достиж под личностн контролем пост целей и задач развит обучения и воспит.
Функции:
- исследовательская – всестороннее изучения предмета
- прогностическая – определенные перспективы развития научного предмета
- практическая – конкр внедрение научн достижений, практикум
2. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема
Человек – это биосоциальное существо.
Личность – социальный индивид или человек, как субъект социальных отношений и совместной деятельности.
Индивид – единый представитель человеческого рода или человек разумный.
Личностью человек не рождается, а становится. Однако существуют различные точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности.Расхождения касаются понимания движущих сил развития.
В широком смысле развитие - это процесс перехода из одного состояния в другое. В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения.
Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Ведущий процесс в развитии личности - воспитание.
Движущая сила развития- борьба противоречий. Столкновение в конфликте противоположных сил дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.
Различают противоречия:
• внутренние (несогласие с собой, индивид побуждения человека) и внешние(отношения человека с другими людьми, обществом, природой);
• общие (универсальные); движущие развитием всех людей, и индивидуальные - характерные для отдельно взятого человека.
Длительные исследования человеческого развития позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями.
К внутренним условиямотносятся физиологические и психические свойства организма.
Внешние условия- это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.
Факторы развития личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы.
Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов.В переводе с латинского "фактор" - делающий, производящий; движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Факторы: 1) биологические (наследственность). 2) социальные (среда, воспитание).
В различные периоды развития общества педагогика по-разному трактовала роль и соотношение их в формировании человека.
Наиболее отчетливо в этой трактовке видны тенденции противопоставления в различных вариантах биологического и социального факторов.
Биологический фактор- это прежде всего наследственность, то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Родившийся ребенок получает по наследству от своих близких и далеких предков строение тела, органов чувств и движений,
Предметом разных точек зрения является вопрос о наследовании моральных, интеллектуальных качеств, специальных способностей (способности к какой-то деятельности).
К социальным факторам относятся среда и воспитание. Понятие "среда" может рассматриваться в широком и узком смысле: среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Среда при узком подходе к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека - это непосредственное предметное окружение.
3. Возрастные этапы развития личности. Особенности обучения и воспитания школьников различного возраста.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.
Возрастные особенности –комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.
Говоря о различных этапах развития личности, следует обратиться к возрастной периодизации Эльконина. В своей периодизации он выделил следующие понятия:
ведущая дея-тельность (основной вид деятельности, в котором формируются психические новообразова-ния возраста). Социальная ситуация развития (система общественных отношений, в которую вступает человек). Основные ново-образования раз-вития (новые свойства и каче-ства, которые появляются в психике человека к концу возраст-ного периода)
Период | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Новообразование |
Младенчество | Зависимость от взрослого в удовлетворении потребностей, потребность в эмоциональной близости, познание отношений | Непосредственное эмоциональное общение со взрослым | Комплекс «оживление» (улыбка, голос, реакция, сосредоточение на лице человека) |
Раннее детство | Познание предметов окружающего мира через действие с ними | Предметно-манипулятивная | Формирование «я-сам», развитие речи, проявление наглядно-действенного мышления |
Дошкольный возраст | Познание окружающего мира через общение со взрослыми и усвоение социальных ролей и норм | Игровая | Наглядно-образное мышление, внутренняя позиция |
Младший школьный возраст | Присвоение социального статуса «я-школьник», приобритение умений усвоения знаний, накопление опыта | Учебная | Произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия, развития мышления |
Подростковый возраст | Стремление к независимости, самостоятельности в противовес психологической незрелости. Увеличение значимости общения со сверстниками, отдаление от взрослых | Общение со сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности | Чувство «взрослости», самооценка, «я-концепция» |
Ранняя юность | Профессиональное и личностное самоопределение. Значимость интимно-личностного общения | Учебно-профессиональня деятельность | Профессионально и личностное самоопределение, мировоззрение, самосознание |
Младшешкольный: психолого-педагогические домины развития: усвоение нового режи-ма жизни; усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; изменение отношений ребенка с семьей; затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий.
Ведущая идея в организации пед процесса: Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Основные направления пед деятельности: формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.
Подростковый: психолого-педагогические домины развития: потребность во «взрослом» обращении; превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности; потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе; возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности; потребность в половой идентификации.
Ведущая идея в организации пед процесса: Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии.
Основные направления пед деятельности: формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться; организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам).
Старший школьный:
психолого-педагогические домины развития: формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); формирование престав-лений о собственной уникальности; эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; возникновение потреб-ности в любви; поиски смысла жизни.
Ведущая идея в организации пед процесса: Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями.
Основные направления пед деятельности: ориентация на само-воспитание; помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; формирование науч-ного мировоззрения; помощь в профес-сиональном самооп-ределении; формирование осо-знанной гражданской позиции.