Хозяйственно-бытовой труд в разных возрастных группах
Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.
В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.
Примерное содержание труда:
- расставлять игрушки, расставлять книжки;
- расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;
- раскладывать в коробки отточенные карандаши;
- убирать и протирать влажной губкой строительный материал;
- переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;
- мыть игрушки;
- собирать игрушки перед уходом с прогулки;
- поливать песок из леек;
- подметать в домиках и прочих постройках;
- протирать на веранде скамейки, полки;
- собирать мусор;
- сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;
- расчищать дорожки от снега и т.д.
В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.
Примерное содержание труда:
- убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;
- поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);
- стирать кукольное белье;
- протирать, мыть легко моющие игрушки;
- отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;
- подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;
- расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;
- готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.
В старшей группе труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.
Примерное содержание труда в старшей группе:
- содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
- протирать мебель;
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;
- мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;
- подметать пол, дорожку во дворе;
- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;
- оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;
- проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);
- оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.
Труд детей в природе
Труд в природе – участие в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, цветнике. Труд в природе важен для развития навыков, воспитания нравственных чувств, экологического образования.
В младшей группе Воспитатель привлекает внимание детей, поддерживает их интерес, организует наблюдения, организует труд с участием детей. Называет части растений, трудовые действия; расширяет и активизирует словарь детей. Объясняет необходимость ухода за растениями и животными.
Примерное содержание труда детей под руководством воспитателя:
- поливать растения; протирать крупные листья;
- сажать лук, крупные семена овощей; сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов;
- кормить рыбок;
- собирать урожай лука, редиса, фасоли;
- убирать с клумбы или грядки высохшие растения;
- подкармливать птиц;
- собирать природный материал и т.д.
В средней группе – труд усложняется. Дети сами под контролем взрослого выполняют работу: поливают, выращивают зелень, собирают урожай и др. Дети осознают зависимость роста растений, поведения животных от качества ухода и ответственности за них. В этом виде труда воспитывается заботливость, внимательность, ответственность.
Примерное содержание труда детей:
- поливать растения, протирать крупные листья, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора;
- рыхлить землю в вазонах специальными палочками;
- кормить рыб, подкармливать птиц, других животных;
- мыть кормушки, ракушки, камушки из аквариума;
- высаживать лук в ящики;
- поливать грядку, клумбу;
- сеять крупные семена растений;
- собирать природный материал;
- собирать семена дикорастущих трав, ягоды;
- убирать высохшие листья растений с грядки;
- собирать урожай лука, редиса, моркови, фасоли, огурцов и т.д.
В старшей группе появляются объекты с более сложным уходом. Труд становится систематический, увеличен его объем. Дети опрыскивают комнатные растения, сметают пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю, подкармливают; высаживают рассаду; перезаряжают аквариум и др. Наблюдают, отмечают происходящие изменения, различают по характерным признакам, обнаруживают закономерности и связи между отдельными явлениями.
Примерное содержание труда детей: