Что должен таить в себе материал?
Философские и педагогические взгляды Ф.Фребеля.
Основой его мировоззрения стали положения классического немецкого идеализма. Исходя из основных его положений, педагог выстроил свою концепцию цели жизни - осознание человеком божественного в самом себе и проявление себя разумным, думающим, деятельным существом, благотворно влияющим на самого себя, окружающие вещи и людей, общество. Он кладет в основу своей педагогической системы философию тождества, в основании которой лежит гармония и поэтический взгляд на природу и человека, единство объекта и субъекта как единство бытия и должного, природы и культуры.
Принцип единства исходный пункт педагогической системы Фребеля. Культура есть продолжение природы: то, что должно сделать человеку, заложено в его природе в виде изначальных инстинктов.
Воспитание человека по Фребелю сводится к развитию в ребенке присущих ему от рождения инстинктов.
а/ инстинкт труда
б/знания
в/ художественный
г/ религиозный
Он говорит, что ребенок от природы деятелен и любознателен, он природы чувствует красоту и стремится к Богу, как к своему отцу.
Задача воспитания: Культивировать эти заложенные в ребенке инстинкты особым образом, подобранным материалом для игр и занятий.
Культура по Фребелю это и продолжение природы, и ее раскрытие, т.е. то, что, может явиться в творчестве, все это предсуществовало в природе, но в смутном образе еще нерасчлененного единства.
Воспитание - есть переход от нерасчлененного единства к расчлененному единству многообразия. Но чтобы от нерасчлененного единства возвыситься до синтетического единства многообразного необходимо пройти посредствующую стадию / детство/ дифференциации или расчленения. Воспитание, будучи раскрытием природы человека и представляет этот процесс расчленения и дифференциации.
Человеческая жизнь в своем развитии проходит несколько этапов, каждый из которых решает присущие ему задачи и существует в неразрывной связи с другими. Фребель выделяет младенчество, детство, отрочество, юность.
Необходимо, "чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней
жизни".
Фребель подходит к обоснованию необходимой предметной среды, которая будет вызывать ребенка к жизни, к познанию этой жизни,-разрабатывает систему ДАРОВ.
ДАРЫ - образ мира, норма, как говорит Фребель, эталоны, как говорит современная наука.
Где, в какой деятельности ребенка может быть проявлено стремление к труду, знанию, красоте и Богу?
В какой деятельности они действуют сразу вместе?
В игре и только в игре! Она целостный акт души. "Во всяком знании есть истина, во всякой пылинке организация" /Шеллинг/
Играблагоприятствует всем инстинктам, которые позднее в школе, будут развиваться каждый своим отдельным путем.
Фребель разрабатывает специальный материал, который отвечает его требованиям:
· прост и одновременно имеет возможность непрерывного
усложнения
· многосторонен, т.е. затрагивает все струны детской души
Что должен таить в себе материал?
природу, число, геометрический образ, слово и речь, искусство и Бога.
Каждая игра должна быть:
• изучением природы,
• в ней должна развиваться арифметическая и геометрическая
интуиция,
• развивать речь,
• раскрывать красоту в природе
• и Бога в мире.
Фребель подчеркивает, что в игре ребенок развивается и отражает ступень своего развития. Она выступает как средство воспитания и как форма воспитания.
Весь подбор материалов, включая "ДАРЫ" /мяч, шар, цилиндр, куб, кубики, кирпичики/, а также геометрические фигуры, цветная бумага, плетение, линии в прутиках и точки в семенах подчеркивают наклонность Фребеля к символизму, к пребыванию в мире воображаемого.
В детском саду Фребеля все пронизано игрой, песней, в нем нет разделения труда как в школе. Садовница - старшая в доме, она если не мать, то тетя, старшая сестра. Детский сад по мысли Фребеля не должен заменять семьи, он должен служить для примера матери - как организовывать воспитание дома. С другой стороны детский сад - как бы стекло, через которое просвечивает школа, она в детском саду предчувствуется. Он говорит, что здесь нет еще совместной работы, совокупно выполняемой классом, но есть ее задатки в виде совместно разыгрываемого действия. Д\С объединяется образом, в котором дети совместно переживают опыт. Этот Д\С носит отпечаток миротворчества.
Заслугой Фребеля является обоснование педагогических условий, средств и методов воспитания и образования самых маленьких детей.
Он стремился построить свое учение на прочной методологической основе, сделать его научно обоснованным. В этом он видел залог того, что каждый педагог, уяснив основную цель воспитания и образования, сможет подобрать наиболее эффективные методы руководства развитием детей. Как человек Фребель достоин удивления и глубокого уважения.