Практическое занятие № 3. Тематика практических занятий

Тематика практических занятий

Практическое занятие №1

Тема: Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.

Цель:формировать представление о социальной педагогике как науке, отрасли педагогики; раскрыть предмет социальной педагогики, основные задачи и функции.

Опорные понятия:наука, педагогика, социальная педагогика, предмет и объект области знаний.

Вопросы:

  1. Основные тенденции развития науки социальной педагогики
  2. Социальная педагогика как научная дисциплина
  3. Предмет, объект социальной педагогики.
  4. Задачи и функции социальной педагогики.
  5. Научно-содержательная структура социальной педагогики
  6. Взаимодействие социальной педагогики с другими науками

Задание:

  1. Составьте перечень социально-исторических причин возникновения социальной педагогики и обоснуйте.
  2. Используя материалы учебного пособия И.А. Липского Социальная педагогика постройте научно-содержательную структуру социальной педагогики
  3. На основе изученных материалов педагогики, психологии, философии и социальной педагогики постройте модель взаимодействия социальной педагогики с другими науками
  4. Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия по социальной педагогике и составьте единый перечень функций и задач науки социальной педагогики

Литература:

  1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики./ Андреева И.Н. - М., 2000.
  2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю.В. Василькова – М: Академия., 1999, 2000, 2004, 2008. – 440 с.-
  3. Липский, И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики./ Липский И.А. //Педагогика, 2001, №10, С.15 – 20.
  4. Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс/ Липский И.А.. //Педагогика, 2001, №1, С. 24 – 32.
  5. Липский, И.А. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педвузов / И.А. Липский- М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.147 -153; 128 – 130; 79 - 97
  6. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003,,- С. 52 - 68


Практическое занятие №2

Тема: Социально-педагогическое исследование.

Цель:формировать представление о социально-педагогическом исследовании в социальной педагогике.

Опорные понятия:методология науки, методы исследования,

Вопросы:

1. Методология социально-педагогического исследования.

2. Эмпирические и теоретические знания в социально-педагогическом исследовании.

3. Логика и организация социально-педагогического исследования.

4. Методы социально-педагогического исследования.

5. Социологические методы исследования.

Задание:

  1. Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия и составьте перечень методов исследования науки социальной педагогики
  2. Схематично представьте логику социально-педагогического исследования

Литература:

  1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]../ Бабанский Ю.К. - М., 1982. – 68 -106
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. [Текст]. / Загвязинский В.И. – М., 1982. – С. 6 – 16, 61 – 89, 116 – 149.
  3. Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. [Текст]. / Липский И.А. //Педагогика, 2001, №1, С. 24 – 32.
  4. Методы педагогических исследований [Текст]. /Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1979. – С. 85 – 112.
  5. Никитина, Л.В. Социальная педагогика [Текст]. Учеб. пособие. для студ. пед. вузов /Л.В. Никитина – М: Изд центр «Академия», 2003 – С. 17 – 36
  6. Педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов. [Текст]. / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1996 – С. 33 – 56.
  7. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003,- С. 101 – 120

Практическое занятие № 3

Тема: Принципы социальной педагогики

Цель:формировать представление о принципах социальной педагогики, их значимости; охарактеризовать принципы социальной педагогики в трудах классиков педагогики.

Опорные понятия: принцип, природосообразность, культуросообразность, гуманизм.

Вопросы:

  1. Принцип природосообразности ( Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.)
  2. Принцип культуросообразности ( А. Дистервега, К.Д. Ушинского.)
  3. Сущность принципа гуманизма в науке.
  4. Современные принципы социальной педагогики

Задания:

  1. Воспользуйтесь Хрестоматией по истории педагогики познакомьтесь со взглядами Я. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и охарактеризуйте принцип природосообразности.
  2. На основе материалов Хрестоматии по истории педагогики проанализируйте работы А. Дистервега, К.Д. Ушинского и обоснуйте принцип культуросообразности.
  3. Познакомьтесь с работами И. Песталоцци, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и приведите примеры проявления гуманизма в воспитании детей

Литература:

Наши рекомендации