Практическое занятие № 3. Тематика практических занятий
Тематика практических занятий
Практическое занятие №1
Тема: Социальная педагогика: предмет, задачи, функции.
Цель:формировать представление о социальной педагогике как науке, отрасли педагогики; раскрыть предмет социальной педагогики, основные задачи и функции.
Опорные понятия:наука, педагогика, социальная педагогика, предмет и объект области знаний.
Вопросы:
- Основные тенденции развития науки социальной педагогики
- Социальная педагогика как научная дисциплина
- Предмет, объект социальной педагогики.
- Задачи и функции социальной педагогики.
- Научно-содержательная структура социальной педагогики
- Взаимодействие социальной педагогики с другими науками
Задание:
- Составьте перечень социально-исторических причин возникновения социальной педагогики и обоснуйте.
- Используя материалы учебного пособия И.А. Липского Социальная педагогика постройте научно-содержательную структуру социальной педагогики
- На основе изученных материалов педагогики, психологии, философии и социальной педагогики постройте модель взаимодействия социальной педагогики с другими науками
- Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия по социальной педагогике и составьте единый перечень функций и задач науки социальной педагогики
Литература:
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики./ Андреева И.Н. - М., 2000.
- Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю.В. Василькова – М: Академия., 1999, 2000, 2004, 2008. – 440 с.-
- Липский, И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики./ Липский И.А. //Педагогика, 2001, №10, С.15 – 20.
- Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс/ Липский И.А.. //Педагогика, 2001, №1, С. 24 – 32.
- Липский, И.А. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педвузов / И.А. Липский- М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.147 -153; 128 – 130; 79 - 97
- Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003,,- С. 52 - 68
Практическое занятие №2
Тема: Социально-педагогическое исследование.
Цель:формировать представление о социально-педагогическом исследовании в социальной педагогике.
Опорные понятия:методология науки, методы исследования,
Вопросы:
1. Методология социально-педагогического исследования.
2. Эмпирические и теоретические знания в социально-педагогическом исследовании.
3. Логика и организация социально-педагогического исследования.
4. Методы социально-педагогического исследования.
5. Социологические методы исследования.
Задание:
- Проанализируйте все имеющиеся учебные пособия и составьте перечень методов исследования науки социальной педагогики
- Схематично представьте логику социально-педагогического исследования
Литература:
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]../ Бабанский Ю.К. - М., 1982. – 68 -106
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. [Текст]. / Загвязинский В.И. – М., 1982. – С. 6 – 16, 61 – 89, 116 – 149.
- Липский, И.А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс. [Текст]. / Липский И.А. //Педагогика, 2001, №1, С. 24 – 32.
- Методы педагогических исследований [Текст]. /Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1979. – С. 85 – 112.
- Никитина, Л.В. Социальная педагогика [Текст]. Учеб. пособие. для студ. пед. вузов /Л.В. Никитина – М: Изд центр «Академия», 2003 – С. 17 – 36
- Педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов. [Текст]. / Под ред. П.И. Пидкасистого – М., 1996 – С. 33 – 56.
- Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред. М.А. Галагузовой – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003,- С. 101 – 120
Практическое занятие № 3
Тема: Принципы социальной педагогики
Цель:формировать представление о принципах социальной педагогики, их значимости; охарактеризовать принципы социальной педагогики в трудах классиков педагогики.
Опорные понятия: принцип, природосообразность, культуросообразность, гуманизм.
Вопросы:
- Принцип природосообразности ( Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.)
- Принцип культуросообразности ( А. Дистервега, К.Д. Ушинского.)
- Сущность принципа гуманизма в науке.
- Современные принципы социальной педагогики
Задания:
- Воспользуйтесь Хрестоматией по истории педагогики познакомьтесь со взглядами Я. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и охарактеризуйте принцип природосообразности.
- На основе материалов Хрестоматии по истории педагогики проанализируйте работы А. Дистервега, К.Д. Ушинского и обоснуйте принцип культуросообразности.
- Познакомьтесь с работами И. Песталоцци, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и приведите примеры проявления гуманизма в воспитании детей
Литература: