Становление и развитие муз-пед-го знания в истории образования
Формирование муз.педагогики, как науки началось ещё в сред.века, но особенно
активное становление её началось с 60х гг 19в. это было вызвано ростом
общественного движения, распр-ия передовых идей иск-ва и воспитания. Муз.иск-
во и его воспит-образоват возможности стали привлекать к себе все большее
внимание многих педагогв, музыкантов, общ-ых деятелей.
В уч заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как ср-во
нравственно-религиозного В. Поэтому в народ школах В. и О. ограничивалось
церковным пением. Д\богатых слоев – широко исп-ась и светская музыка. Их
обучали вокалу, игре на муз.инструм., участие в светском и духовном хоровом
пении, в ансамблях.
В нар школах методика Карасёва. Освоение по одному звуку лада (пели всеми
длительностями, молитвы, песнопение, прибаутки.) Добивался чистоты и
прочности усвоения мат-ла, отсутствие тв-го начала.
Большое влияние на развитие муз-просветит идей оказали идеи русских рев-
демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они уделяли ис-ву особое
внимание, как ср-ву В. личности, форм-ия её мировоззрения, нравств. облика.
Эти идеи вдохновляли многих муз-педагогв, кот стремились сделать музыку
доступной д/широких нар. масс.
В 1862г в Петербурге Ломакин и Балакирев основали 1 в россии БМШ – где
получали М.О. дети неимущих. Затем стали появл муз.классы в др городах
Большое распр получила цифровая сис-ма -до-1, ре-2 и.т.д..Карасёв
предложил буквенную – гл звук на ступ. Сис-ма подвижного «До» -1ступень любой
тонал –до, а все последующие соотв-но – ре, ми. + ручное обознач
Все эти упрощ си-мы примен только в нар шк и не способствовали приобщению
детей к наст муз ис-ву. Поэтому прогрессивные деят-ли выступали против таких
сис-м.
На развитие муз пед-ки в конце 19-20вв большое влияние оказала деят-ть изв
пед-муз-ов Зарина и Маслова. На основе своего пед.опыта они доказали, что нет
бездарных и неспособных детей, что муз способности развиваются у всех детей,
если пробуждать их интерес к музыке и тв-ую активность. Зарин предлагал
вводить тв-ие задания – сочинять на заданный текст мелодию, досочинять
неоконченную муз.фразу, сочинить мелодию на освоен интервалах.
Маслов придерживался той же точки зр. Тв-во он видел в исполнит интерпретации
песен и в вокал импровизации, сочинении. Он провел исследование, и выяснил,
что у всех физич здоровых детей есть муз.слух, а фальшивое пение вызвано:
-Ограниченным диапазоном голоса (2-3 звука);
-Смещение диапазона от прим-го звука на ч4 или ч5 вниз;
-отсутствие координации м/у слухом и голосом;
-недостаточная острота слуха;
-отсутствие певч.навыков.
Вывод: воз-но учить всех детей при индив. подходе.
Конец – 19-20в на общ-во оказывает большое влияние идей марксизма. Общ-ый
подъем в муз среде –организ ация муз обществ, курсов, уч.заведений. Здесь
малогам и неграм рабочие получали общее образ-ие и приобщались к музыке-
пение в хоре, овладение муз.грамотой. Занятия строились не на церков музыке,
а на народной, русской, зарубежной. Основой овладения тональностей, ладов,
интервалов, модуляций – явл нар песня. Пропагандировали обраб р.н.п
Балакирева, Мусоргского, Р-К,Лядова, Чайковского. Танеев в Москве основал
вместе с Линевой, Яворским народную консерваторию. В Моск нар консерватории
впервые были введены занятия «слушания музыки», Яворский такое тв-ое воспр
музыки продолжил в Киевской консер-ии..В нач 20гг чета Шатских работала
среди детей и подростков, с целью нрав-этич В . Содерж обуч то же что и у
Танеева.
1917г- перестройка всей общ-ой жизни. «Положение о единой трудовой школе»
говорило о необх всеобщего эстетич и в частности М.В (крупская, Луначарский)
Увелич кол-во часов на ур музыки. Разраб новые метод пособия авторит муз-
педагоги (Асафьев, Брюсов, Гродзенская) Цели новой школы:
1. Развитие способностей воспр музыку и интенсивно переживать
возбужденные ею эмоции.
2. Развит муз.способностей и умений, необх, как д/воспр. так и
д/муз.деят-ти.
3. Усвоение нужных д/этого знаний.
Каратыгин –муз.критик и педагог тоже подчеркивал знач слушания муз, наз-ая
его активной а не пассивной деят-тью. Постоянное сравнение и осознание
звучания пр-ия с предшествующим муз мат-лом, предвосхищение его дальнейшего
развития требует активизации слухового внимания, памяти, воображения.
Асафьев – изв. композитор, ученый, в20е гг посвятил
Ряд статей посв муз В. в школе. Осн задачу предмета муз в школе он видел в
развитии муз.восприятия, В. муз вкуса уч-ся. К слушан музыки он добавляет и
практич усвоение музыки (хоров пение, твор-ая деят) Считает необх формир-ие
муз.мышления, различение ритмич, ладовых, динамических, темповых, тембровых
соотношений , что способствует форм-ию слуховых навыков, усвоению необх основ
муз.грамоты. Также форм–ию слух навыков способ метод сравнения. Который
соот-ет самой природе музыки, наличию в ней контраста. тождества и
повторяемости.
Яворскийс 1917г возглавил нар Киевкую Консер-ию.,где на курсах общего и спец.
М.О. занимались дети от 6до 16лет, а также педагоги, повыш квалификацию.
Задачи в работе с детьми: развит муз воспр, освоение закономер. муз языка,
формир тв-их способностей. Исп. пр-ия, вызывающие яркую эмоц.реакцию. тв-ки
строил урок, исп разные виды деят на уроке. При освоении к-л ср-ва муз.
выразительности предлагалось прослушать неск-ко пр-ий, где оно проявл
особенно ярко., потом шел разбор. Темы пропевались, записывались на слух, они
лужили д/освоени нотной грамоты. Некот пр-ия исп д/инсценировки.
Итак, в это время: М.В. было не во всех школах;
Не было единых планов и требований; острая нехватка спец-ов; не решена
проблема взаимосвязи В. и обуч.; применялся комплексный метод –весь уч.мат-л
по всем предметам группировался вокруг 3-ех тем (природа и чел-к, труд,
общество); вульгарный социологизм – попытка придать классовую сущность
муз.явлениям.
30-е гг - в постановлениях «О нач и ср школе» отметив положопыт,
вскрыли допущенные ошибки и наметили коренной переворот в развитии муз
просвящения:
1. Сокращение часов на ур музыки.(способные и желающие учиться дети
могут это делать во внеурочное время)
2. Внекл и внешк-ая работа по М.В. велась интенсивно. (открывались
клубы, дворцы пионеров, дет.хор.кол-вы, городские, обл-ые школьные праздники
песни
3. Не учитывались возр и индив особен детей, усложнялся репертуар,
частые репетиции , форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге к
заболеваниям голосов.
4. в 30-е гг формир методики большое внимание уделяла Крупская, чьи
суждения сохраняют своё значение по сей день. Она говорила о том, что правил
поставленная методика д/на вытекать из самой сущности предмета. А вопрос как
преподавать делится на 3: для чего преподавать (каковы цели); что
преподавать(содержание уч дисц); кому преподавать (учитывать данные возр
психологии)
40-е гг ВОВ – ур М. Официально были сохр только в нач классах и велись не
специалистами – учит нач кл. Работали кружки и муз была ср-вом В. патриотизма.
В военные и послевоен.гг учителя муз были в тр.положении – не хватало ТСО,
нотныхи метод пособий, не хватало самих учителей.
Но научно-исслед работа продолжалась, в 1944г создана Академия пед наук,
а потом на её базе открыт НИИ худ.воспитания.
В работе изв психолога Теплова «Психология муз.способностей» дана их
классификация и раскрыты условия их развития.