Методические рекомендации для преподавателя
Организация и проведение лекции.
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Цель лекции – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала в процессе самостоятельной работы.
Традиционно подготовка вузовской лекции строится по схеме:
- определение цели изучения материала по данной теме;
- составление плана изложения материала;
- определение основных понятий темы;
- подбор основной литературы к теме.
При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной части и строгое выполнение этого времени в аудитории. При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, таблицы, рисунки, представленные в презентации.
Лекцию следует начинать со знакомства студентов с целью, планом и основной литературой к теме. Обязательна связь с материалом предыдущей лекции. Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и зачету. Содержание вынесенных основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть. Темп лекции должен быть удобен для конспектирования, однако лекция ни в коем случае не должна превращаться в диктант. Для этого студентам нужно дать методику общепринятых сокращений слов в конспекте. Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта.
Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная. Почувствовав усталость студенческой аудитории, лектор может ввести в лекцию небольшие отступления, желательно в русле излагаемого материала. Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.
Организация и проведение практических занятий.
Практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях. Необходимыми структурными элементами занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения практической работы. Выполнению работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Необходимо проводить такие работы, которые позволят приходить к четким выводам, помогающим студентам освоить теоретические положения возрастной анатомии и физиологии.
Практические работы по дисциплине носят репродуктивный характер. При их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оснащение, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
При выполнении практических работ возможны фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации студентов. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения практических работ рекомендуется:
- разработка заданий, сопровождающихся методическими указаниями;
- разработка заданий для тестового контроля за подготовленностью студентов к практическим работам;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- подбор дополнительных заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические работы.
Структура оформления отчета по работе определяется требованиями преподавателя. Оценки за выполнение практических работ выставляются в форме зачета по данной теме и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
Проведение зачета как формы итогового контроля
Зачет по дисциплине возможно проводить в двух формах: выполнение тестов (компьютерный или бумажный вариант) и собеседование по традиционной билетной системе. Оба варианта предполагают предварительное знакомство студентов с объемом материала, а первый вариант и с технологией сдачи зачета.
II. Материалы, устанавливающие порядок и содержание текущих и промежуточной аттестаций
Изучение курса «Основы сурдопедагогики» предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
В процессе изучения курса используются все три формы текущего контроля:
входной контроль;
рубежный контроль;
итоговый контроль.
Входной контроль проводится вначале изучения курса и предполагает проверку знаний в области специальной психологии, специальной педагогики, необходимых для изучения курса. Входной контроль проводится в форме письменного опроса.
Рубежный контроль проводится после изучения раздела «Общие основы сурдопедагогики» в форме контрольной работы.
Студенты письменно отвечают навопросы:
1. Перечислить методы исследования слуха. Обосновать выбор метода исследования слуха ребенка в зависимости от его возраста, уровня владения речью;
2. Определить состояние слуха по аудиограммам.
Итоговый контроль проводится по завершении изучения курса в форме зачета.
При подведении итогов учитывается посещение студентами лекционных занятий, активное участие в практических занятиях, своевременность и качество выполнения самостоятельных заданий, результаты контрольной работы в рамках рубежного контроля. К зачету допускаются студенты, успешно освоившие содержание курса.
Примерные вопросы к зачету:
1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.
2. Принципы и методы дошкольной сурдопедагогики.
3. Взаимосвязь дошкольной сурдопедагогики с другими научными дисциплинами.
4. История общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха в России.
5. Роль Н.А. Рау в организации общественного воспитания и обучения глухонемых дошкольников.
6. Причины нарушений слуха и их диагностика.
7. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.
8. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК.
9. Содержание психолого-медико-педагогического изучения детей с нарушениями слуха.
10. Принципы комплектования дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.
11. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с нарушениями слуха.
12. Коррекционно-педагогическая работа с детьми младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.
13. Воспитание в семье детей раннего возраста с нарушениями слуха.
14. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье.
15. Дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста.
16. Цели и задачи интеграции дошкольников с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения.
17. Формы и условия интегрированного воспитания дошкольников с нарушениями слуха.
18. Задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.
19. Принципы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
20. Методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.
21. Использование наглядных методов в коррекционно-педагогической работе.
22. Особенности использования наглядного дидактического материала в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
23. Использование технических средств обучения в коррекционной работе с глухими и слабослышащими дошкольниками.
24. Использование звукоусиливающей аппаратуры в коррекционно-воспитательном процессе.
25. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха.
26. Использование практических методов в коррекционно-педагогической работе.
27. Использование игровых методов в коррекционно-педагогической работе.
28. Словесные методы в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.
29. Формы организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.
30. Занятия как одна из основных форм обучения дошкольников.
31. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога.
32. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога.
33. Задачи, содержание и методы физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха.
34. Формирование игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.
35. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха в игре.
36. Обучение изобразительной деятельности.
37. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.
38. Задачи, содержание, методы трудового воспитания глухих и слабослышащих дошкольников.
39. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.
40. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.
41. Методы ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушениями слуха.
42. Условия формирования речи дошкольников с нарушениями слуха.
43. Задачи, содержание и организация работы по развитию слухового восприятия.
44. Задачи, содержание и методы работы по обучению произношению.
45. Социально-личностное развитие дошкольников с недостатками слуха в процессе обучения.
46. Формирование взаимодействия ребенка с нарушенным слухом со взрослыми и детьми.
47. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными недостатками в развитии.
48. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в группах для детей со сложными недостатками в развитии.
49. Задачи и содержание подготовки детей с нарушенным слухом к школе.
Методическое издание