Обновление форм обучения
Как говорилось выше, в практике большинства стран урок продолжает оставаться основной формой учебного процесса. Однако он заметно модифицируется и дополняется новыми формами, продиктованными ориентацией школы на развитие самостоятельности детей, их познавательной и творческой активности. Этот процесс идет довольно быстро в школах развитых стран и элитарных школах развивающихся государств.
Постепенно преодолевается практика, при которой учитель постоянно работает с целым классом. Все более широкое распространение получают индивидуальные и групповые формы занятий на уроке.
Западные школы, как правило, располагают хорошими полиграфическими возможностями, имеют ксерокс, компьютеры с принтерами, ротапринт. Учитель легко размножает подготовленные им самим или методистами индивидуальные задания для учащихся разных способностей и темпов обучения.
В помощь учителю коммерческие фирмы выпускают огромный объем дидактического материала: карточки с разнообразными индивидуальными заданиями в различных предметах, рабочие тетради с текстами, упражнениями, задачами, которые облегчают работу учителя по индивидуализации учебного процесса.
Центральное место в школах развитых стран занимают библиотеки с читальными залами, весьма большими (на 50—70 мест) в средних школах. К ним зачастую примыкают учебные центры, имеющие персональные компьютеры, видеосистемы, магнитофоны с записью различных курсов и тем, которые составляют одно целое с учебными пособиями и проверочными заданиями в/рабочих тетрадях.
В центрах — индивидуальные столы, разделенные невысокими стенками, для самостоятельной работы учащихся. Библиотеки и центры позволяют учителю организовать индивидуальную работу как особо одаренных, так и слабо успевающих. Последние могут работать по индивидуальной программе с учителем-репетитором или с компьютером, отрабатывая навыки чтения, счета или осваивая трудные темы по предметам.
Видео- и магнитофонные записи дают возможность одаренным учащимся изучать школьные предметы на повышенном уровне или брать курсы, которых нет в учебной программе. Широкую популярность в последние десятилетия получила практика посещения одаренными школьниками университетов и прослушивания курсов на соответствующих кафедрах.
Лозунг максимальной индивидуализации обучения доминировал в американской и западноевропейской педагогике 60—70-х гг. Создавались открытые школы и классы, применялось гибкое расписание, где каждый ученик имел индивидуальную программу и занимался в основном самостоятельно.
Япония, с ее общинно-групповым стилем жизни, заметно потеснила США и страны Западной Европы в конкурентной борьбе. Крайняя индивидуализация как западный образ мышления жизни подверглась сомнению, что отразилось и на педагогическом сознании.
В 80-е годы ведущим лозунгом педагогики Англии и США стало «кооперативное» обучение учащихся в малых группах. Как педагоги-теоретики, так и практики видят много преимуществ в этой форме обучения, поскольку она базируется на психологических особенностях личности и группы. Американские педагоги Д.Хазард, Р.Каган так описывают преимущества этой формы: «Кооперативное обучение повышает академические успехи, так как учащиеся помогают и поддерживают друг друга, а не конкурируют между собой; учащиеся обучают друг друга, что хорошо как для сильных, так и для слабых детей; кооперативное обучение является альтернативой конкурентному обучению, ибо в такой группе даже слабый ученик чувствует себя уверенно и испытывает удовлетворение от учения». В последние годы вышло много теоретических работ по кооперативному обучению, методических пособий для учителей, описывающих различные его модели.
Групповые и индивидуальные формы работы весьма важны для формирования у учащихся навыков самообразования, что рассматривается 40-й Международной конференцией по образованию (1986) как одна из важнейших задач школы, решение которой способствует развитию непрерывного образования.
В старших классах академических отделений средней школы, которые готовят школьников к поступлению в вуз, кроме урока все шире используются формы, характерные для высшей школы, - лекции, семинары, зачеты, тьюторская система (индивидуальная работа над темой, сопровождаемая консультациями и беседами с учителем). Таким образом, развивается самостоятельность учащихся и обеспечивается плавный переход из средней в высшую школу.
Большое место в учебном процессе занимают экскурсии как форма учебных занятий. Школы в Англии, США, Франции, Швеции, Японии и других стран располагают специальными школьными автобусами, что облегчает организацию экскурсий на природу, предприятия, к историческим местам, в музеи. Экскурсии заранее готовятся учителем: учащиеся получают перед выездом необходимую информацию, вопросник или серию заданий, которые должны быть выполнены во время экскурсии. Она завершается дискуссией, отчетами, сочинениями, рисунками учащихся. Переориентация школы на развитие познавательной активности школьников меняет соотношение форм обучения. Сохраняя урок, современная школа придает ему новый облик и дополняет другими формами, в которых ученик предстает как самостоятельный «добытчик» знаний.