Программа воспитания и обучения
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………………………………………………………...………….3
2.
Программа воспитания и обучения……………………………………….4
3.
Принципы воспитания в семье Николая
II
и Александры Феодоровны…………………………………………………………………..6
· Видеть в каждом человека………………………………………......6
· Знакомство с жизнью………………………….……………….....….8
4.
Заключение………………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Моя работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, на мой взгляд, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России, так как речь идет о путях социально-культурного развития, о поддерживаемых и разделяемых идеалах. Поскольку стратегия современного общественного развития требует обогащения норм внутрисемейной жизни, постольку заслуживает пристального внимания опыт семейного воспитания в домеНиколая II, отмеченный как требующий серьезного изучения пласт культуры межличностного общения. В ситуации современного глобального кризиса культуры, особенно в сфере образования, когда под угрозой духовное здоровье и целостное развитие человека, особенно важно обратиться к нашему духовному наследию.
Цели исследования
Целью моей работы является исследование культуры воспитания, через которую раскрывается внутренний мир семьи Романовых.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Первым царственным ребенком, которого пытались воспитывать с учетом реалий нового времени, был будущий император Павел I. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях, а это был не простой ребенок – юный Павел очень долго, начиная с самого рождения, рассматривался взрослыми как важный козырь в их политических играх.
Поначалу воспитывала Павла тетка его отца – императрица Елизавета. Вернее, считалось, что воспитывала. Екатерина – будущая Екатерина Великая с горечью вспоминала: «заботами его буквально душили». «Кроме того, вокруг него было множество старых мамушек, которые бестолковым уходом, вовсе лишенным здравого смысла, приносили ему больше страданий, нежели пользы». Период такого воспитания наделал много вреда цесаревичу – мальчик стал капризным, малоуправляемым, диковатым и пугливым.
К счастью, нянек сменили толковые наставники: С. Порошин, Ф. Бехтеев и Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причиненный ребенку в первые годы его жизни. В первую очередь Павлу стали внушать чувство ответственности – он должен был осознать, принять душой и разумом тот факт, что он не простой мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского Престола, что он не имеет права на капризы и своеволие, что некоторые вещи просто невозможны для потомка великих государей».
Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания императорских детей – впоследствии все государи из родаРомановых вырастали людьми исторически образованными, привыкшими в ранних лет гордиться своими предками и нести ответственность за то великое наследие – Россию, - что досталось им от этих предков.
Собственно и многие другие принципы воспитания, сформированные учителями для будущего Павла I, оставались неизменными в родуРомановых на протяжении многих лет. Так, например, Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников великого князя, обозначил в дневнике программу действий:
· вскормить любовь к русскому народу;
· поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей;
· научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели;
· уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины;
· сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями.
Н.И. Панин так же составил программу обучения, в которой прописывалось немалое время посвящать «прямой государственной науке». В итоге Павел Iвырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным вкусом.
Педагогическая система, разработанная Екатериной II для внуков, Александра и Константина, послужила благому делу – она привнесла в такое нелегкое и деликатное дело, как воспитаниеимператорских детей, разумность и систематизацию.
Первый и главный принцип – особое внимание уделялось тем постулатам, что черпали из себя православной морали:
· «…Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения».
· «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать…»
· «Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном общении со всеми…»
· «… отдалять от глаз и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»
Другие принципы касались не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни они не потеряли актуальности, и немудрено, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо «по Екатерине».
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ
II
И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ.
Видеть в каждом человека...
Умение видеть человека в каждом должно стать главным правилом нашей жизни, если мы хотим жить по-настоящему. Но всегда ли мы даже не соблюдаем - просто осознаем необходимость этого правила?
В Царской Семье это было не правилом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой Семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего Царя и Царицу осуждали именно за эти качества. Но дело в том, что для дружбы, для доверительных отношений Император и его близкие не «выбирали» людей из того или иного сословия. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества. Наигранный демократизм был Николаю II глубоко чужд. Татьяна Мельник вспоминала, что никогда никто из окружающих не слышал от Их Величеств или от Их Высочеств слова «приказываю». Такое отношение к людям было определено, конечно, Отцом и Матерью Семейства. Вот что писала Императрица Александра Феодоровна Великой Княжне Ольге: «Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С.И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».
Этому же учил Детей и Николай II, бывший по натуре рыцарем в лучшем смысле этого слова. Мордвинов писал: «Вообще отношение Государя и Его Семьи к человеческим тяжелым внутренним переживаниям, к человеческим страданиям и несчастьям было изумительно сердечно и отзывчиво. Я прожил не один десяток лет, много видел хороших, добрых людей, но почти нигде не встречал такой беспредельной, чарующей доброты, такого большого, незлобивого сердца, как в Семье моего Государя и Его Отца. Его доброта была не поверхностного качества, не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Он помогал, сколько мог, из Своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы, в том числе и лицам, к которым, я знал, Он был лично не расположен.
Взгляды Государя и Его Семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком отношении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намека на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, Они не сплетничали ни о ком.
Но вся Семья отнюдь не обособлялась от жизни в других ее проявлениях. Эта жизнь, как светлая, так и темная, служебная и частная, ликующая и глубоко страдающая, жизнь верхов и низов, несмотря на их замкнутость, проникала к ним благодаря их положению бесчисленными путями, и в бесчисленных случаях Они соприкасались с ней непосредственно».
К этим словам можно добавить только некоторые примеры, доказывающие, что Государь требовал от своих Детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.
Н. Д. Семенов-Тян-Шанский: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах Государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, Цесаревич, разрезвившийся на берегу (Он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: "Оставьте вещи, Алексей их уронил, Он и должен их собрать" - и, обращаясь к Наследнику, заставил его поднять мои вещи».
С. Я. Офросимова: «Однажды Государь приехал в лазарет, в котором работали Великие Княжны. Сев у постели одного из солдат, Он заботливо начал расспрашивать его, всем ли он доволен и хорошо ли за ним ухаживают.
- Так точно, Ваше Величество, всем доволен, прямо хоть и не поправляйся, - ответил раненый. Но потом, что-то вспомнив, добавил: - Вот только, Ваше Величество, сестры малость забывчивы... Намеднесь дал я вот этой сестричке... вот что там стоит, веселенькая такая... курносенькая», дал я ей десять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет...
- Ольга, - позвал сестру Государь - что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принести и забыла.
Великая Княжна потупилась.
- За это вели купить ему на рубль.
Бедный солдат после этого целый день все охал:
- На кого пожаловался-то?.. На Царскую Дочку... Господи, грех-то какой!..
А не упускают ли современные родители своих детей именно в таких незначительных на первый взгляд мелочах, не позволяют ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НИКОЛАЯ
II
И АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ.
Знакомство с жизнью
В книге «Государыня Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка» рассказано, что с первых лет замужества Императрица проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям рядом с Ливадией — крымским поместьем Царской Семьи. Не удовлетворенная условиями содержания в них, Александра Феодоровна стала их поддерживать за счет собственных средств и организовывать и проводить каждое лето благотворительные базары рядом с Ливадией. Выручка шла для тех, кто был слишком беден, чтобы платить за лечение. Каждое лето Императрица продавала в своем киоске прекрасное шитье и вышивки, собственноручно ею сработанные. Когда подросли Дочери, Александра Феодоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Она посещала дома многих больных туберкулезом, совершая визиты неожиданно, но ненавязчиво. Когда не могла пойти сама, то посылала Дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что Дети должны знать, что, «кроме красоты, в мире много печали».
Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить Детей Императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову Августейшим Родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только Сама Государыня, но и Ее юные Дочери работали в госпиталях и посещали раненых. Даже риск для здоровья Великих Княжон не пугал Александру Феодоровну, поскольку моральное и духовное здоровье Детей Она ставила выше Их физического здоровья. При работе с paнеными усталость была огромна, но и духовная отдача тоже огромна. «Наши Девочки прошли через тяжелые курсы для Своих лет, и их души очень развились, — писала Императрица Мужу, — Они в самом деле такие славные и так милы теперь. Они делили все Наши душевные волнения, и это научило Их смотреть на людей открытыми глазами, так что это очень Им поможет позднее в жизни. Мы одно, а это, увы, так редко в теперешнее время, Мы тесно связаны вместе».
«Ты видишь, — пишет Она в другом письме, — Наши Девочки научились наблюдать людей и их лица, Они очень сильно развились духовно через все это страдание, Они знают все, через что мы проходим; это необходимо и делает их зрелыми. К счастью, Они по временам большие беби, но у них есть вдумчивость и душевное чувство гораздо более мудрых существ».
Так же воспитывали и Сына. Чтобы показать мальчику, Наследнику, реальную жизнь Его будущих подданных, страдания войны, Государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению. Воспитатель Царевича Жильяр писал о том, что жизнь в Могилеве, в Ставке, вносила серьезную задержку в классные занятия Алексея Николаевича и была вредна для его здоровья: «Там было столько впечатлений, притом слишком сильных для такой нежной и хрупкой натуры. Мальчик становился нервным, рассеянным, неспособным на производительный труд. Я доложил о своих наблюдениях Императору. Признавая их вполне основательными, Он возразил мне, что все эти отрицательные стороны вознаграждаются тем, что Алексей Николаевич теряет здесь Свою природную застенчивость и нелюдимость и что от зрелища всех бедствий и горя у Него на всю жизнь останется столь спасительное для Него в будущем отношение к войне».
И вновь хочется обратиться к современным родителям: а почему бы в церковные праздники по старинному обычаю не посетить вместе с детьми больницы, детские дома, дома престарелых, просто больную соседку? Да и не только в праздники. Но при этом необходимо сообразовываться с возрастом детей, с их нервной организацией и возможностями, как делала это Царская Чета. Психика маленького ребенка легко травмируема. Ведь и Ее Величество не маленьких, но повзрослевших Детей посылала к туберкулезным больным, не слабую здоровьем Ольгу, но более выносливую Татьяну благословила помогать врачам при операциях.
«Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог» — эти слова Александры Феодоровны нисколько не расходятся с другим Ее утверждением: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме — не формальная, а искренняя и естественная».
Между тем сейчас нашлись «светочи» педагогической мысли, считающие, что буквально с пеленок перед детьми надо открывать всю правду-матку жизни, со всеми ужасами и чернотой. Страшно представить себе, на что обречена в этом случае детская психика. И если ребенок уже с трех лет постоянно заглядывает в экран, перед которым, небрежно развалясь, папа и мама смотрят кровавые триллеры, боевики и порнографию, что с ним станется, кто из него вырастет?
Царская чета бережно оберегала Детей от всего непотребного. Да, Царевич и Царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но Они не знали мерзостей порока. Старшие Царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран Они могли ощутить — смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.
Пьер Жильяр, преподававший Великой Княжне Ольге французский язык, вспоминал: «Когда Она стала старше, всякий раз, как я давал ей книгу, под предлогом трудности текста или незначительности интереса, который Он представлял, я отмечал на полях места или главы, которые Она должна была пропускать, с тем чтобы потом вкратце передать ей их содержание. Я делал так из предосторожности».
Конечно же, Ольга не делала попыток заглянуть в отмеченный учителем текст, и тем была ограждена от вольностей, которые могли встретиться во французских книгах. Юлия Ден вторит Жильяру: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».
Очень примечательный момент: в наши дни малыши по примеру родителей с трех лет усваивают нецензурную лексику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя сказать, что всемьях ДомаРомановых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине.
"Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию", - писал в обращенном к жене завещании Император Павел I. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви: "Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства"…
Принципы воспитания детей в домеРомановых и сейчас, на мой взгляд, не лишены смысла. Они, в какой-то мере, являются пособием по воспитанию для будущих поколений. Я считаю, что они очень актуальны и в наше время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Кравцова М. В. «Семейные традиции воспитания в императорских семьях»
- Государь Император Николай II Александрович / Под ред. С Завалишина. - Нью-Йорк: Всеславянское изд-во, 1968.
- Жильяр П. Император-Николай II и Его Семья. - Вена: Русь, 1921.
- Мельник Т. Воспоминания о Царской Семье и Ее жизни до и после революции - Белград, 1921.
- Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. - Париж: Русская Летопись, 1924