Подснежники и буковый орешник

Под буковым орешником, на котором все еще оставались прошлогодние сухие листья, пробивались к свету первые подснежники. «Ах, орешник, — сетовали они, — ты носишь свое старое платье еще с прошлого года, а оно мешает нам пробиться к солнышку! Сними же его наконец!» Смутился орешник и даже не знал, что сказать в ответ.

Но тут в ветках и на земле что-то зашелестело. Это были дрозд и еж. Они слышали эти упреки и решили вмешаться. «Какие вы глупые, — резко сказал им дрозд. — Думаете, нам, птицам, хорошо было зимой, когда все другие деревья стояли голые! Только в орешнике и можно было спрятаться!» «Правильно, — поддержал его еж. — Еще до наступления зимы я прятался под его листвой и отыскивал там всяких букашек. Тем только и утолял свой голод». Буковому орешнику было приятно, что за него заступились, а пристыженные подснежники молчали и терпеливо выжидали, пока солнышко коснется и их своими лучами.

Анемоны

Этой зимой еще ни разу не шел снег, а мороз так сильно кусал землю, что она становилась очень рыхлой. Это было хорошо, но снега все же не заменяло. И жаловалась земля: «Мало, слишком мало звездных сил приходит ко мне, если снежинки не падают. Как же я буду теперь заботиться о своих растениях в следующем году?!» Это услышали корни анемонов и попросили гномов, что жили у них: «Пойдите ко всем весенним цветам, к крокусам, к нарциссам, к лютикам, и обсудите с живущими там гномами, как можно помочь земле». Гномы отправились в путь и провели свой совет.

Когда они вернулись, то сказали: «Мы решили не спать всю зиму и по ночам ткать нить из нежного света, что светит от звезд на землю, и вплетать его в корни растений. Так мы сможем помочь земле». И они старательно трудились над этим.

Когда пришла весна, в лепестках цветов засиял звездный свет, а анемон было так много, что они белым звездным ковром устелили собой всю землю. «Смотри, матушка земля, вот и выпал для тебя снег из белых цветочных звезд». Земля радовалась. И если ты внимательно посмотришь на цветок анемонов, то увидишь, что у него шесть лепестков, точно как у снежинок или звезд.

Вишня и яблоня

Переменчивой была в этом году погода. Северный ветер над землей дышал холодом, поэтому цветы на деревьях никак не отваживались показаться. Но солнце грело и манило их. И тут в вишневой кроне началось какое-то перешептывание и шушуканье: «Мы не можем уже выдержать, мы хотим на свет Божий к солнышку!» Все больше и больше зеленых чашелистиков позволяли белым малышам-цветочкам пробуждаться в своих теплых кроватках — почках дерева. Что это было за великолепие! Усеянные цветами вишни ликовали и говорили облакам: «Мы цветем, мы цветем!»

Одна вишня была особенно великолепна. Она осматривалась вокруг, все ли видят видят ее красоту. Тут она заметила возле себя яблоню, которая выглядела так же, как и зимой. «Просыпайся, соня! — воскликнула вишня своей соседке. — Разве не видишь, как все цветет и радуется солнцу?» «Не шуми, — сонно ответила яблоня, — я жду, пока потеплеет».

И вот, наконец, потеплело. Солнце добросовестно старалось, согревая яблоню и посылая своих солнечных деток ее цветам. От этого они становились совсем розовыми. Яблоня вдруг предстала во всей своей красе — казалось, будто она купается в свете утренней зари. Теперь она была так же хороша, как и вишня.

А что же вишня? Ее великолепие ушло: лепестки осыпались, оставляя после себя только голые стебельки. «Я спешу, — сказала вишня, — мне нужно, чтобы мои плоды побыстрее созрели, ведь детям после долгой зимы так нужны мои сладкие плоды». И она простирала свои ветки навстречу солнцу.

Прошло всего несколько недель, и вот уже дети едят вишни и вешают их себе на уши. А вишни нужно быстро съедать, они ведь долго не стоят. Совсем другое дело яблоки. Яблоня не спешит и со своими яблоками. Их срывают уже осенью. Да и тогда попадаются еще неспелые плоды. И как долго могут продержаться твердые, сочные яблоки? До самого Рождества и даже больше! Это потому, что яблоня все делает очень основательно. Вот и плоды ее держатся долго. Мы же, люди, любим оба дерева, ибо они приносят нам щедрые дары — каждое в свое время.

Очень важно, чтобы учитель не боялся начинать сочинять, даже если поначалу ничего не выходит. После дюжины таких историй становишься все более изобретательным.

Конечно, учитель может использовать и истории, сочиненные другими людьми. Однако сочинять собственные истории ему все же необходимо учиться. Существует опасность, что учитель будет использовать лишь истории, сочиненные другими, ссылаясь на нехватку времени, способностей и т.д.

Но как и во всем в педагогике, самым важным является прежде всего внутреннее усилие учителя. Это положительно воздействует на воспитание воли детей. Истории, придуманные самим учителем, пусть даже они предстают облаченными в неказистое платье Золушки, глубоко проникают в душу ребенка. По мере того, как учитель, активно формируя образы, приводит в движение свою душу, от него струится нечто живое и к душам детей и встречается там с их собственной живой фантазией. Живое питает живое.

Было бы идеально, чтобы в первом и втором классах сущностные истории сопровождали весь кругооборот года. Учитель позволяет различным явлениям растительного мира воздействовать на себя, так что у него возникает нечто сущностное касательно того или иного явления. Потому что мудрость образов проникает в более глубокие слои души, нежели понятия. Это приводит не только к обогащению душевных сил ребенка, но и формирует его характер и совесть. Позже из этого вырастают идеалы.

Если же воспитатель не идет навстречу жаждущим образов силам в ребенке, если не направляет их в русло фантазии, тогда это приводит к опустошению души. Более того, эти силы зачастую превращаются в силы разрушения. Неудовлетворенная тяга маленького ребенка к образному и иносказательному пониманию мира (поскольку для понимания абстрактных понятий он еще не созрел) преобразуется в бунт. Так возникают бунтовщики, революционеры, недовольные люди, люди, не знающие, чего они хотят. Агрессивность детей возрастает сегодня в ужасающих размерах. Порой приходится оберегать детей от них самих, так сильно их душа «разрывается» агресией. И это — протест против сухости, серости, бездушности и отсутствия фантазии нашей эпохи. Вместо образов, несущих в себе дух, жажду юных душ утоляют ложными порабощающими образами (в рекламе, комиксах, телевидении). В играх дети подражают этим разрушительным образам, вторгающимся в их фантазию.

Если воспитатель со всей серьезностью задумывается над этим, у него вырастает чувство огромной ответственности за душу ребенка. Ему хочется защитить и сохранить как можно больше детских сил от нападений окружающего мира. Только укрепив свои силы в детстве под руководством понимающего и любящего взрослого, человек сможет противостоять давлению и соблазнам в более позднем возрасте.

Инга Финкбайнер,

Из книги «Zum Unterricht des Klassenlehrers

an der Waldorfschule».

Наши рекомендации