Глава 1. Введение в педагогику. Основные педагогические категории

Глава 1. Введение в педагогику. Основные педагогические категории - student2.ru

Доценко Е.Л., Фомичева И.Г.

Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения «Педагогика и психология». - Тюмень: Издательство Тюм ГУ, 2001. – стр.

Рецензенты: академик РАО, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики В.И. Загвязинский, доктор психологических наук Улыбина В.В.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и обязательными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки специалистов непедагогических специальностей. С современных позиций рассматриваются основные психолого-педагогические понятия, категории и термины, освещаются наиболее значительные психолого-педагогические идеи, теории и концепции, вычленяется роль и место психолого-педагогического знания в общей системе современного человекознания. Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки к лекциям, семинарам, практикумам студентов, обучающихся с использованием дистанционных методов по дисциплинам «Педагогика и психология», «Психология», а также для студентов дневного и заочного отделений и самообразования.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института государства и права Тюменского государственного университета. Одобрено Центром дистанционного обучения Института государства и права Тюменского государственного университета.

O Доценко Е.Л., Фомичева И.Г., 2001.

O Институт государства и права Тюменского государственного университета, 2001.

O Центр дистанционного обучения Института государства и права Тюменского государственного университета, 2001.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Оглавление

Тематический план.............................................................................................................. 2

Краткая программа раздела................................................................................................. 2

Предисловие......................................................................................................................... 3

Глава 1. Введение в психологию........................................................................................ 4

Глава 2. Человек и Мир....................................................................................................... 7

2.1. Деятельность человека – основа психического отражения.................................. 7

2.2. Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем....................... 9

2.3. Эмоции и чувства – субъективные индикаторы смысла.................................... 12

2.4. Сознание, язык и речь. Бессознательное.............................................................. 15

Глава 3. В мире людей....................................................................................................... 17

3.1. Общество, группы................................................................................................... 17

3.2. Межличностное общение....................................................................................... 21

Глава 4. Человек как индивидуальность.......................................................................... 23

4.1. Личность.................................................................................................................. 23

4.2. Характер................................................................................................................... 25

4.3. Темперамент............................................................................................................ 26

4.4. Способности............................................................................................................ 28

Глава 5. Ориентировка в окружающем мире (познавательные процессы).................. 29

5.1. Воображение........................................................................................................... 29

5.2. Мышление............................................................................................................... 31

5.3. Внимание................................................................................................................. 34

5.4. Память...................................................................................................................... 36

5.5. Восприятие, ощущения........................................................................................... 38

Глоссарий........................................................................................................................... 41

Литература.......................................................................................................................... 47

Вопросы к зачету................................................................................................................ 48

Задания................................................................................................................................ 49

Программа представленного курса (раздел «Психология») предназначена для студентов непсихологических специальностей (в данном случае для студентов юридических и финансово-экономических факультетов). Ее содержание полностью соответствует требованиям государственного стандарта. Одновременно удалось ввести некоторое количество положений, которые появились у современной психологии сравнительно недавно. Поскольку автор стремился дать целостную картину психики человека, закономерностей ее развития и функционирования, приоритет отдан движению от целого к частностям. В силу этого порядок компоновки теоретического материала оказался не вполне традиционным.

Основной задачей курса является общее знакомство с основными разделами психологии, несколько больше внимания уделено групповым процессам и общению, что соответствует в целом характеру будущей трудовой деятельности. Где позволял материал, студентам было показано, каким образом теоретические представления могут быть использованы в практике.

Курс рассчитан на один семестр. Количество часов у тематическом плане указано ориентировочно, чтобы обозначить приоритеты, реально часы распределяются в зависимости от особенностей организации учебного процесса. В конце семестра предусмотрен зачет.

Тематический план


Тема
Лекц.

(час.)
Семин.

(час.)
Сам.раб.

(час.)

1.
Общее описание психологии как науки и области практики
1

2.
Деятельность человека – основа психического отражения
1

3.
Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем
1

4.
Эмоции и чувства – субъективные индикаторы смысла
1
1


5.
Сознание, язык и речь. Бессознательное
1
1


6.
Общество, группы
2
1


7.
Межличностное общение
2
1


8.
Личность
1
1


9.
Характер
1
1


10.
Темперамент
1

11.
Способности
1
1


12.
Воображение
1
1


13.
Мышление
1

14.
Внимание
1

15.
Память
1

16.
Восприятие, ощущения
1


Всего:
18
6

Краткая программа раздела

1. Общее описание психологии как науки и области практики. Донаучная психология. Житейская, научная и практическая психология. Предмет и методы психологии. Основные разделы психологии.

2. Деятельность человека. Потребности и потребностные состояния. Определение деятельности как особой активности человека. Жизненные смыслы и связи человека с миром.

3. Образ мира. Создание модели внешнего мира на языке внутренних переживаний в раннем детстве. Основные характеристики образа мира. Функционирование образа мира, использование его человеком.

4. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Виды эмоций: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс. Управление эмоциями.

5. Сознание, язык и речь. Бессознательное. Основные характеристики и свойства человеческого сознания: знаковость, орудийность, предметность, категориальная организация. Язык и речь. Бессознательное. Обыденное сознание.

6. Общество, группы. Классификации групп. Параметры анализа групп: состав и направленность деятельности, структура, групповые процессы. Структура групповой власти. Лидерство и руководство. Совместимость и срабатываемость Групповая динамика: сплочение и напряжение.

7. Межличностное общение. Функции и потребности общения. Стадии развития. Межличностный контакт. Взаимодействие и отношения. Коммуникация и восприятие. Деловое и личностное общение. Деформации общения, конструктивность в общении.

8. Личность. Соотношение понятий «человек», «организм», «личность», «социальный индивид», «индивидуальность». Поступок. Рождение личности, созревание человека как личности. Личностный рост.

9. Характер. Сущность характера. Структура характера. Соотношение личности и характера. Воля. Акцентуации характера.

10. Темперамент. Основные характеристики темперамента. Типологии темперамента. Соотношение характера и темперамента.

11. Способности. Сущность способностей. Способности и задатки. Талант. Развитие специальных способностей.

12. Воображение. Место воображения среди познавательных процессов человека. Мечты, грезы, галлюцинации. Использование воображения в творчестве и психотерапии.

13. Мышление. Характеристики мышления. Виды мышления. Основные процессы. Развитие мышления. Интеллект.

14. Внимание. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объем. Виды внимания. Управление вниманием.

15. Память. Виды памяти и процессы памяти. Совершенствование памяти.

16. Восприятие, ощущения. Виды ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность и апперцепция.

Предисловие

Уважаемые студенты! Все вы давно знакомы с психологией, без преувеличения – с младенчества. И все вы в той или иной мере успешны как психологи. Это можно с уверенностью сказать, поскольку вы как минимум дожили до нынешнего дня (значит, умеете предвидеть опасные ситуации), кроме того, вы достаточно успешны в достижении большинства жизненных целей, которые ставите перед собой (значит, умеете управлять собой). Свидетельством тому может быть то, что вы студент, например, – это тоже достижение, и достижение важное.

Необходимо, правда, уточнить, каким психологом вы уже на данный момент являетесь. То, с чем вы уже давно знакомы – это житейская психология. В этом смысле вы – житейские психологи. Что вы как житейский психолог уже знаете, что умеете? Уже сейчас вы способны понять другого человека, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.

Что вы ожидаете от научной психологии? Вряд ли вы намерены стать профессиональными психологами – свою профессию вы уже выбрали. Скорее всего, вы рассчитываете, что с помощью научной психологии сможете повысить свой потенциал житейского психолога. Весьма вероятно, вы также надеетесь приобрести важные для своей профессии знания и умения. Они, очевидно, не сделают вас профессиональным практическим психологом, но позволят повысить свою квалификацию как юриста.

Особенность психологии как отрасли знаний состоит в том, что, во-первых, человек познает самого себя, во-вторых, в том, что в соединении с любой другой профессией психологические знания и умения заметно повышают профессиональную компетентность человека. Особенно это касается тех профессий, в которых специалисту необходимо работать с людьми.

Психология как учебный предмет в ваших глазах, вероятно, находится среди «прочих», неглавных дисциплин. Это справедливо, поскольку отпущенного на данный предмет времени очень мало, перед вами явно стоят иные задачи. Вместе с тем, среди этих «прочих» предметов психология для многих из вас может оказаться одним из главных.

Известно, что как житейский психолог человек может оказаться очень слабеньким, или, наоборот, едва ли не гением. Так же и в профессиональной деятельности – человек благодаря своему труду может достичь таких высот в психологическом мастерстве, что ему сможет позавидовать любой профессиональный психолог. Происходит это потому, что психологические знания и умения специалист развивает в необходимом ему направлении, совершенствуя себя не вообще в психологии, а в узком кругу специальных умений.

Ваша задача как студента состоит не в том, чтобы вместо обыденной психологии начать пользоваться научной – это невозможно, и не только из-за того, что вам отпущено мало времени. В полной мере это невозможно и для профессиональных психологов, поскольку человек не может себе позволить быть полностью рациональным (а именно этого требует наука), в нем остается немало смутного и неясного, бессознательного, непредсказуемого и т.п. Хороший психолог-профессионал – это не только широкие знания и умения, но также хорошая интуиция, чувствительность к состояниям человека, способность понимать оттенки смысла и многое другое.

Следовательно, ваша задача состоит в том, чтобы:

а) осознать свои обыденные представления, понять как они устроены;

б) дополнить их научными: освоить средства анализа психических фактов, научиться превращать их в профессиональные суждения, расширить свой личный опыт за счет опыта других людей, в частности, опыта специалистов-психологов.

Глава 1. Введение в психологию

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Особенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов). Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы – сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений.

Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей – творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов.

Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская история Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора). В основе каждой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев – ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность.

Особенная мифологическая тема – любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее составляют основное содержание ранней культуры.

Житейская психология. Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова “житейская” можно говорить также “повседневная психология” или “обыденная психология”. Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу.

Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится – слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен – не борись, не богат – не сердись, Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Любовь не тетка, придет – не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду – бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь – художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведение подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения событий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их психического склада, личностных качеств.

В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в несловесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве продуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содержится способность человека этим орудием воспользоваться – это важная характеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ребенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, карандаш…)

Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культуре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных выражениях) от господствующих в обществе идей – научных, политических, художественных…

Научная психология. Психология – очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть более ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche’ – душа, ‘logos’ – наука, учение. То есть – «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

Предметом психологии является психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами – к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент – вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями – к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных задач, это умение различать объективные факты и психические (психологические, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты способны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен – вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой человек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, действие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведенных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты.

1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости – это факт объективный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит).

2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») – объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: действительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны.

3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит негромко, часто отвлекается от сути разговора – вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы можете зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предположили – это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предположения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее – подтверждать или проверять.

Таким образом, мы выяснили, что объективные факты – это то, что можно наблюдать со стороны, а психические факты – то, что составляет субъективный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите… Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Важнейшая особенность психических фактов (явлений) – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Поскольку события на этой сцене видит лишь один зритель – именно сам актер, то фактами эти события в строгом смысле слова являются только для самого человека. Для внешнего же наблюдателя, такого рода внутренние события принято называть явлениями, процессами и т.п.

Психология как наука и как вид практики имеет дело в первую очередь именно с такого рода психическими явлениями, процессами, их содержанием, протеканием, структурой и т.п. – со всем тем, что составляет психику. В общем виде психология есть наука о закономерностях происхождения, функционирования и развития психики во всех ее проявлениях. Более детальное раскрытие того, что есть психология, может быть дано через описание решаемых психологией задач. Мы совместим это с указанием на некоторые разделы психологии.

Разделы психологии по отраслям знаний: общая психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психофизиология, юридическая психология, психология управления, экономическая психология и многие другие. Разделы психологии по видам решаемых задач:

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Пожалуй, не специалисты в психологии наиболее часто сталкиваются именно с психодиагностикой в виде тестов и опросников. Для решения ряда важных прикладных задач используется психологическая экспертиза – квалифицированное официальное заключение специалиста-пси­холога, отвечающее на поставленные заказчиком вопросы. Наиболее распространенные виды психологической экспертизы: судебно-психологическая, психолого-медицинская, психолого-психиатрическая, психолого-педагогическая.

Психотерапия – область практики, в которой ведется комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах. Условно различают клинически ориентированную психотерапию (основной специалист – врач-психотерапевт) и личностную (психолог-кон­сультант). Последняя часто носит название психологическая коррекция, но в общем, область эта по задачам несколько шире, чем личностно ориентированная психотерапия. В ее рамках решаются также проблемы коррекции познавательных процессов, поведения и др.

Психотехника – область психологической практики, которая ориентирована на усовершенствование тех или иных психических функций (внимания, памяти, воображения, точности восприятия), развитие умений с заданными характеристиками (для задач в спорте, театре и т.п.).

Описанные разделы психологии, выделенные по характеру решаемых задач, составляют стремительно развивающуюся отрасль – практическую психологию.

Как всякая самостоятельная наука и область практики, психология располагает специфическим набором методов – средств решения научных и прикладных задач.

Методы психологии можно разделить на три больших класса: методы исследования, методы обследования (диагностики) и методы преобразования (целенаправленного воздействия).

Методы исследования, в свою очередь, делятся на описательные, такие как наблюдение, опросы, беседа, изучение отдельных случаев, и экспериментальные, направленные на проверку важных для теории предположений. В большинстве случаев используются большие выборки испытуемых и специальные схемы сбора и обработки данных, чтобы минимизировать вероятность ошибки. Основная задача этих методов – получить новые знания, выявить новые закономерности, получить более полное или точное понимание.

Методы обследования направлены на выявление фактического состояния психического мира человека, наличных его характеристик. Это такие как тесты, беседа, наблюдение (беседа и наблюдение оказываются в разных группах в зависимости от задач, для решения которых они привлекаются).

Методы преобразования не поддаются перечислению, поскольку количество их очень велико и продолжает постоянно увеличиваться. Основное их назначение – решить задачу по внесению изменений: откорректировать, улучшить, перестроить и т.п.

Глава 2. Человек и Мир

2.1. Деятельность человека – основа психического отражения
Перед человеком в той или иной форме стоит несколько фундаментальных проблем. Во-первых, как всякому живому существу, ему просто необходимо жить. Это, в общем-то, эволюционно (биологически) определенная задача – выжить самому и продолжить свой род. Люди, с одной стороны, искажают ее, уничтожая себе подобных и окружающую среду, насилуя свою биологическую природу, порой убивая себя. С другой стороны, эта потребность пробивает себе дорогу в культуре как гуманность: через признание человеческой жизни высшей ценностью, а человека – целью цивилизационного развития и усовершенствования.

Живое существо и в дикой природе не может получить гарантию того, что в следующий момент оно не погибнет. У человека же в силу указанной двойственности само существование оказывается под сомнением, так что в каждый момент времени каждому приходится для себя подтверждать свое существование (перепроверять этот факт). Данная тенденция выражается в стремлении выделить себя из окружения, найти границу между «Я» и «не–Я». Это во-вторых.

И, в-третьих, перед каждым человеком стоит необходимость обнаружить ориентиры в окружающем мире (в природе и среди людей), научиться этими ориентирами пользоваться. Другими словами, научиться жить в тех условиях, которые он имеет.

Решить эти проблемы человек может только посредством собственной активности (как субъекта деятельности) – путем исследования и преобразования окружающего мира. Чтобы обозначить в терминах эту закономерность, в отечественной психологии используют понятия «потребность» и «деятельность».

Потребности – это состояние психики, вызванное каким-либо недостатком в организме или внутреннем мире человека. Указанные выше проблемы формируют соответствующие им потребности: жить, удостоверяться в существовании, ориентироваться в мире. На их основе формируется огромное разнообразие более частных потребностей. Кроме того, по ходу развития человечества у людей возникают все новые и новые потребности, прямо не связанные с биологическими, но которые обладают теми же характеристиками, что и биологические. Во-первых, потребности властно «требуют» своего удовлетворения. Во-вторых, после удовлетворения на какое-то время как бы исчезают, уходят на задний план, но актуализируются каждый раз, когда возникает соответствующий им недостаток.

Такое требование субъективно ощущается как некоторое напряжение, стремление что-то сделать, произвести какие-то изменения – формируется потребностное состояние. Его характеризуют готовность к активности, направленной на разные предметы (явления, вещи, люди). Это состояние (требование) стремится проявиться в поведении человека, ищет свое внешнее выражение. Как только будет найден предмет, способный удовлетворить данную потребность, его образ встает пред нашим взором, направляет и организует активность к удовлетворению данной потребности.

Деятельность – это целенаправленная активность, реализующая потребности субъекта. Это есть такая активность, которая организуется образом желаемого будущего, достигнув которого, человек удовлетворит ту или иную свою потребность. В соответствии с базовыми и с некоторыми другими потребностями, можно указать на ряд особенностей человеческой деятельности.

1. Деятельность позволяет человеку жить, в ней сама жизнь находит свое выражение– деятельность составляет ее сущность. Удовлетворение всех потребностей возможно в первую очередь потому, что актуализированная (обостренная, требующая) потребность приводит человека в состояние активности, направленной на ее удовлетворение. Эта активность (по определению) и есть деятельность. Стоит разладить механизм перевода потребности в деятельность, или механизм поддержания деятельности, немедленно возникает угроза жизни человека (как организма, как члена общества или как личности).

2. Деятельность обеспечивает человеку и возможность удостовериться в собственном существовании. Психика и человеческое сознание рождается и поддерживается на границе между «Я» и «не–Я» – там, где активность встречает сопротивление предметов или явлений окружающего мира. Именно на острие своей активности человек (бессознательно) удостоверяется в том, что он существует: как я действую на предметы, явления или людей, так и они действуют на меня, выделяя из окружения, обозначая границы возможностей моего Я, следовательно, подтверждая тем и сам факт моего существования.

3. В деятельности же человек (ребенок) открывает для себя внешний мир, ориентируется в нем. В экспериментах показано, что достаточно обездвижить (зафиксировать в корзинке, не позволяя двигаться) котят на пару недель в момент, когда они начинают прозревать, чтобы сделать их на долгое время функционально слепыми. Несмотря на то, что орган зрения остался неповрежденным, слепота устраняется очень медленно, поскольку прошел момент, когда активные движения в наилучшей степени формируют способность глаз ориентироваться в пространстве.

Если в подобное положение попадают младенцы (например, в доме малюток), они также сильно отстают в своем психическом и даже физическом развитии, что также можно рассматривать как доказательство жизнепорождающей силы активности, деятельности.

4. Ориентировка в мире происходит в соответствии со связями, которые устанавливает ребенок с миром. А любая активность ведет к образованию связей человека с миром. Такие связи образуются там, где активность наталкивается на сопротивление, т.е. опять-таки на границе между «Я» и «не–Я». Поскольку всякое столкновение несет в себя как возможности, так и угрозы, такие связи небезразличны для человека. В этом свете ясно, что мир будет познан лишь в той степени, в которой это имеет для него смысл, приобретает жизненно важное значение. С другой стороны, познанию подлежит все, что небезразлично для человека.

Вся совокупность небезразличных для человека связей с миром составляет его жизненные смыслы. Человек, как и всякое живое существо, живет благодаря таким связям, поскольку в них оказываются схвачены как особенности мира, так и интересы (потребности) самого человека. Всю совокупность таких связей человек постоянно «носит с собой» в виде субъективных структур, которые он использует в качестве объяснений, теорий, схем, моделей поведения и пр. В этих структурах находит отражение (фиксацию) опыт взаимодействия с миром: желания, впечатления, понимания, стратегии взаимодействия. В сумме они составляют смысловые структуры человека (часть из них осознается, часть же нет). В них содержится одновременно описание внешнего мира, в который погружен человек, и переживание самого себя в этом мире. Все это создается человеком в результате своей активности, все это и составляет суть его психику, его сознание. Так образуется уникальное психическое образование – Образ мира.

2.2. Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем
Образ мира – это мир образов, с помощью которых человек описывает окружающий его мир и самого себя. Эти образы содержат в себе далеко не только изображения, полученные с помощью органов чувств. В них содержатся также усилия, которые при этом были затрачены, проблемы, которые возникали, интересы, ради которых обследовалось окружение, достигнутые успехи, а также и эмоции, сопровождавшие весь этот процесс. Короче, образы содержат взаимодействия с миром, деятельности в нем, которые совершались в ходе овладения своими силами и преодоления сил, с которыми сталкивался ребенок в своем окружении: другие люди, законы физики и пр.

Если присмотреться поближе, то можно понять, что образ мира складывается из двух источников. Вопреки обыденным представлениям, он содержит не одни только представления о внешнем мире как таковом. В нем также властно представлены собственные действия и переживания человека. Таким образом, мир образов возникает там и тогда, где и когда встречаются две тенденции. Первая – это стремление человека выразить себя в мире, занять собой некоторую территорию в нем (не только физическую, но и символическую). Вторая – требования внешнего мира, его диктат.

Создание образа мира в раннем детстве.

Можно наметить примерную последовательность, в соответствии с которой происходит формирование образа мира.

1. Первые элементы будущей картины мира закладываются в дородовой период. Ребенок в утробе матери еще не может иметь знаний об окружающем мире, существуют только ощущения, которые и дают первоначальные представления о нем. Это и есть его мир: «Мое ощущение и есть мой внутренний мир». Весь внешний мир представлен почти исключительно в виде телесных ощущений (некоторую долю, вероятно, вносит слух). Характеристики мира поэтому вначале задаются через состояние самого себя (хорошо ли, плохо ли мне). Внешний мир начинает познаваться на языке собственных ощущений, описываться через внутреннее состояние. В специальных экспериментах (Ч. Осгуд) выяснено, что в основе образа мира людей лежат три базовых измерения: оценка (хорошо/плохо), сила (позже это будут: могу/не могу, легко/тяжело) и активность (позже это будут: быстро/медленно, громко/тихо, много/мало).

Наши рекомендации