Психология развития личности 3 страница

1 От лат. moralis — нравственный.

2 Большинство исследователей считает понятия морали и нравственности сино­
нимичными, но были и существуют попытки их разграничения, например: мо
раль — явление сознания, нравственность - поведения; мораль — форма внеш-
него побуждения, нравственность — внутреннего и др.

с проблема личности в педагогике



с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых пред-ставлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.

Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гу­манных и имеет национальные оттенки (не противоречащие обшим). Она включает моральные нормы отношения к миру и давни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность че­ловека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведе­нии, степень усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путе­водная звезда в путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред1.

В России в период реформ произошел резкий спад уровня мо­рали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому и формирование моральности у людей, осо­бенно молодежи, представляет задачу особой важности.

10. Хотя далеко не десятая по значимости, в числе важнейших социальных ценностей-находится любовь к своей Родине, ее наро­ду, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего на­родного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальные достояния. Патрио­тизм — важнейший компонент всесторонне и гармонично разви­той личности. Вот несколько суждений исторических личностей:

Д. Байрон: Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не м ожет;

И.С. Тургенев: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно без нее обходится;

К.Д. Ушинский: Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати стори­цей то, что получил от нее;

М. Робеспьер: Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все;

Ж. Ж. Руссо: Самые большие подвиги добродетели были совершены из

любви к Отечеству.

См .: Моитень Мишель- Жить достойно. — М.. 1973. — С. 112.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ(

Формирование патриотизма— составная часть цели формиро­вания личности. Современный патриотизм сочетается с пони манием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высо­кой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики _ «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей стра­ны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.

II. Еще одной приметой современной цивилизации выступа­ет развитие и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.

Эстетическая культура— культура восприятия, оценки, лю­бования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в по­ступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает лич­ность, вызывает стремление жить по законам красоты, не до­пускать пошлостей, бескультурья.

Этическая культура в широком понимании -- высокая мо­ральность, а в узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета' -- правил поведения, вежливости, приня­тых в обществе.

Экологическая культура — культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность пре­вратилась в необходимую заботу не только государства и обще­ства, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.

От франц. etigette — малая этика

с Проблема личности в педагогике



Культура семьи, быта и здоровья — соответствующее совре­менным представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, в быту, в отношении к своему здо­ровью.

Культура здоровья — новое массовое явление в современном лире. Это специальная и реализуемая с использованием реко­мендаций науки и профессиональной медицины активность че­ловека. Она включает регулярные занятия физическими упраж­нениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разру­шающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раз­дражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здо­ровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.

Формирование эстетически, этически, экологически культурной личности, обладающей и культурой семейной жизни, быта и отно­шения к своему здоровью — непременный элемент педагогической работы с ней.

Таким образом, современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, что главная щель формирования личностисостоит в том, чтобы каждый чело­век самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гар­монично развитой личностью, образованной, воспитанной, обучен­ной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями челове­чества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патрио­тизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, куль­туры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформиро­ванная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.

К основным педагогическим задачам формирования личности относится формирование отдельных компонентов главной цели.

Достижение цели и решение педагогических задач формиро­вания личности — дело самое сложное, которое приходится вы­полнять каждому человеку и обществу. Добиться человеку боль­шего, лучшего, предупредить недостатки и изжить имеющиеся -этому способна содействовать педагогика. Необходимо ее даль-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ.

психология развития личности 3 страница - student2.ru нейшее развитие в соответствии с потребностями и запросами времени, а еще больше - полное использование уже сегодня всех ее достижений и рекомендаций в массовой практике.

5.2. Педагогические закономерности формирования личности

Общие педагогические То, что процесс развития человека и его закономерности фор-становления как личности закономерен мирования личности генетически, анатомически, физиологиче­ски, психологически и социально-психо­логически, ясно из материала предыдущих глав. Но он законо­мерен и педагогически. Педагогические закономерности формиро­вания личности— это объективно существующие устойчивые, по­вторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образован­ностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качест­венно соответствующими целям формирования личности в совре­менном обществе. Педагогические закономерности — это зако­номерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели форми­рования личности.

К общим педагогическим закономерностям формирования лич­ности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогиче­ском учете, относятся:

• непрерывность формирования личности в процессе жизни:

• формирование в интересах самореализации, самоутвержде­ния и успеха человека в жизни;

• подчиненность формирования личности ее личным интере­сам, совпадающим с интересами ее родителей, детей и общества;

• подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интерна­ционализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии-

5. Проблема личности в педагогике



гражданственности, высокой эстетической, этической, экологи­ческой культуры, культуры семьи, быта и здоровья;

• воплощенность педагогических влияний на личность в возникновении и изменении у нее четырех основных педагогиче­ских свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени (соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаи­мосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности:

• зависимость успешности достижения главной цели форми­рования личности от обеспечения целеустремленности и регули­рования всех педагогических влияний на личность, преодоления стихийности в этом процессе;

• безусловная зависимость успеха педагогического формиро­
вания личности от ее собственной целеустремленной активности
в самоформировании;

• зависимость достижения цели в формировании личности ют подчинения ей всех подсистем и элементов педагогического процесса, его содержания, организации, форм, методов, условий, обеспечения и выбора таких, которые безусловно обеспечивают ее достижение;

• реализация индивидуального подхода в формировании ка­ждого человека и развитие его индивидуальности.

Социально- Объемная и мощная группа причин, ока-

педагогические зако- зывающих формирующее влияние на чело-номерности формиро- века находится в окружающей среде. Давно вания личности известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда — духовные и материальные условия жизни. Им Присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

• образовательные: сказываются на понимании гражданами
окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­
тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе,
расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­
ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

о Психология и педагогика



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


психология развития личности 3 страница - student2.ru

• воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

• обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

• развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и дело­вых способностях и др.

Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

Воспитывает каждая минута жизни и каж­дый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается под­час как бы случайно, мимолетно,

В.А. Сухомлинский (1918-1970)

— писал В.А. Сухомлинский 1.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массо-

Сухомлинский В.А. О воспитании. - М,, 1975. — С. 14—15.

к. Проблема личности в педагогике 1 g3

вой информации, родители, члены различных социальных групп идр.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю-дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.

Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодейст­вие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг-|ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно (бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется1, что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», Ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

Волков Г-Н. Этнопедагогика. - М., 1999.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

Социально-педагогические влияния среды нуждаются в тща­
тельном учете и совершенствовании при формировании личности
в разных направлениях работы с ней: при осуществлении образо­
вания, в процессе труда, управления, досуга, быта, в индивиду­
альной работе, преодолении педагогической запущенности и др.
Вместе с тем это одна из наиболее трудных педагогических задач.
Общие педагогические Понимание общих закономерностей и
принципы формиро- анализ опыта находят отражение в общих
вания личности педагогических принципах формирования

личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.

1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопре­деления и самореализации в жизни, а также в интересах общест­ва игосударства.

2. Принцип научности в формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить только с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций. С действиями на авось, на основе личных домыслов и дремучей педагогической некомпе­тентности надо решительно кончать. Слишком велика цена упу­щений и ошибок в личной судьбе формирующегося человека, ко­торые очень трудно, а порой и невозможно потом устранить.

3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государ­ственности.

4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детско­му, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействий и влияний.

5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования че­тырех основных педагогических свойств личности — образованно­сти, воспитанности, обученности, развитости и соответствую­щей организации четырех, связанных единой целью и обслуживаю-

« Проблема личности в педагогике



щих друг друга педагогических подсистем — образования, воспита­ния, обучения и развития.

6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформиро­вания личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому. Формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагоги­ческих воздействий и формирующегося — их объекта, являюще­гося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудни­честве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправ­ленной активности формирующегося по самоформированию.

7. Принцип опережающего формирования личности в духе ос­новных тенденций общественного развития: гуманизма, демокра­тизма, законности, гражданственности.

8. Принцип формирования культурности личности: эстетиче­ской, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.

Общие закономерности и принципы относятся ко всей сис­теме формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обуче­ния и развития, находящие отражение в соответствующих част­ных принципах, выступающих как подчиненные общим и в сово­купности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Противоречия процес- Знание закономерностей и реализация
са формирования принципов не означают, что нужные пе
личности дагогические результаты будут достигнуты

однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив по своим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоре­чия между:

• желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;

• общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с инди­видуализацией;

• старым и новым, отживающим и зарождающимся, содер­жанием и формой;

■\ 56 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

• словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;

• формирующим субъектом (учителем, воспитателем, роди­телем и др.) и формирующимся объект-субъектом;

• разными субъектами формирования и др.

Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результа­ты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершен­ствования педагогического процесса.

Педагогическая смете- Государство, общество, семья, понимая ма формирования зависимость своего будущего и полноцен-личности в обществе ного использования дара жизни появив­шимся на свет человеком от качества при­жизненного формирования его, всегда стремились осуществлять педагогическую работу с ним. Но она страдала и страдает недос­таточной эффективностью из-за отставания педагогической практики от педагогической теории и слабостей организации системы.

Современный уровень человеческой цивилизации и подлин­ный гуманизм требуют практически осуществлять формирова­ние каждого человека качественно в его интересах, совпадаю­щих с интересами общества. Система педагогической работы в обществе и на местах в наиболее полном виде должна совпадать со структурой прикладных разделов и отраслей педагогики (см. рис. 3.2). К основным ее составляющим относятся такие.

Семья с заботами родителей по выращиванию детей с пер­вых дней их жизни, их воспитанием, развитием, обучением, су­ществует столько же, сколько существует на Земле сам человек. Я.А. Коменский именовал основную часть ее материнской пе­дагогикой.

Родители всегда стремились сделать детей хорошими людь­ми, передать им опыт своей жизни, предупредить от повторения промахов и ошибок. Однако их усилия, не опиравшиеся на ре­комендации педагогики, носили житейский, эмпирический, субъективный характер, а поэтому зачастую были далеко не лучшими. Многие их влияния не осознавались, поэтому впо­следствии возникал вопрос: «Откуда это у моего ребенка?».

Радикальный и единственный путь решения проблемы пра­вильного формирования личности детей в семье — подъем ее на

g. Проблема личности в педагогике



уровень научной педагогики. Движение в этом направлении в об­ществе есть, хотя не в тех масштабах и не с тем качеством, ко­торые необходимы. Надежный путь связан с организованным изучением школьниками старших классов, студентами, молоды­ми людьми, вступающими в брак, ожидающими рождения ре­бенка, родителями младенца, дошкольника, школьника вопро­сов педагогики семейной жизни, семейного воспитания, возрас­тной педагогики, педагогики образования, обучения; с развити­ем в стране службы семьи, психолого-педагогического консуль­тирования. Пока существуют лишь начала такой работы.

Семейная педагогика является частью народной педагогики, а поэтому совершенствование первой может способствовать преодолению части элементов устарелости, ненаучности во вто­рой (выраженных, например, в таких народных поговорках и [пословицах: «С чем родился, с тем и умрешь», «Горбатого моги­ла исправит» и др.).

Преддошкольная и дошкольная работа — целенаправленная система работы с детьми преддошкольного и дошкольного воз­растов, осуществляемая в детских учреждениях (детские сады, площадки, интернаты, детские дома, лагеря, специальные груп-пы, индивидуальная работа в семьях) специально подготовлен­ными к ее специфике профессионалами-педагогами. Чрезвы­чайно важна в возрастном отношении работа, в которой сейчас многое из прежнего опыта не используется, а новое не нала­жено. В перспективе ею целесообразно охватить всех детей и не упускать формирующих возможностей этого возраста и кор­ректировать промахи родителей, если они все же будут допус­каться.

Система общего образования — массовая средняя школа. Слова французского политического деятеля Ж. Дантона (1759— 1794) «После хлеба самое важное для народа — школа» вошли в поговор-ку. Школа обладает самым высоким уровнем (по сравнению с другими системами) применения научной педагогики и осуще­ствляется почти исключительно учителями, обладающими выс­шим педагогическим образованием. Ее формирующее влияние испытывают практически все дети, подростки, юноши и девуш­ки. В последнее десятилетие система переживает период посто­янных реформ и поисков, в котором немало и положительного, и недостатков, порожденных прежде всего социально-педа-

•168 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

гогическими влияниями перемен в российском обществе. Шко­ла формирует основы образованности и обученное™ школьни­ков, способствует их развитию. Успехи в этом выражаются, в частности, в высоких достижениях наших школьников на меж­дународных олимпиадах и конкурсах. Наиболее заметны недос­татки в воспитании школьников, все более похожие на недос­татки школьников зарубежных стран.

Система высшего профессионального и послевузовского образо­вания ориентирована на подготовку граждан, обладающих выс­шим уровнем профессионализма, включающим соответствую­щую образованность, воспитанность, обученность и развитость. Федеральные законы прямо указывают на необходимость разви­тия и воспитания студентов (см. гл. 8), однако эти задачи часто решаются хуже, без должной целеустремленности, подвержены стихийным влияниям. Научно-педагогическая разработка вопро­сов высшего образования ведется в последние десятилетия с по­вышающейся активностью, но полученные результаты неполно используются в практике. Уровень педагогической подготовки лю­дей, призванных обеспечивать формирование личности студен­тов в вузах, нередко ограничен вопросами обучения.

Система труда также призвана выполнять педагогическую функцию, ибо она реально оказывает влияние на людей. Необ­ходимо сделать реализацию функции осознаваемой и отвечаю­щей требованиям педагогической эффективности. Сфера труда должна способствовать самореализации и самоутверждению лю­дей, развитию их способностей, а также совершенствованию профессионального мастерства, воспитанности и др. Помочь реализовать эту функцию должна особая отрасль педагогической науки - профессиональная педагогика. Она комплексна, в нейнеплохо разработаны вопросы производственной педагогики, военной, юридической и ряда других. Но достижения и реко­мендации педагогической науки используются в практике слабо, фрагментарно, в основном инициативными людьми с активной общественной позицией. Создание системы целенаправленной и компетентно в педагогическом плане осуществляемой массо­вой практики работы с взрослыми людьми в процессе труда имеет огромное личностное и общественное значение, но на­талкивается часто на непонимание, недооценку, неумение и не­желание вести се. Повсеместное изучение курса «Психология и педагогика» в вузах призвано способствовать подготовке про-

g. Проблема личности в педагогике



фессионалов, понимающих необходимость такой работы и подготовленных к ней.

Система управления различными организациями, учрежде­ниями, органами, подразделениями, службами, группами тесно [связана с педагогическими влияниями руководителя, работни­ков управленческого аппарата, всего управленческого органа на сотрудников, работников, граждан. Поскольку все граждане, и работающие и не работающие, либо являются членами трудовых коллективов, либо сталкиваются часто с представителями управленческих структур — государственного и муниципального управления, социального обеспечения, кадровых, финансовых, производственных, хозяйственных, правоохранительных и др., то нетрудно представить себе масштабы их педагогических влияний на людей. Пока все это находится преимущественно в сфере стихии, эмпирии, субъективизма, хотя вопросы управле­ния, работы с персоналом, в том числе и педагогические (см. гл. 10), научно разработаны неплохо. Необходимы активные и на­стойчивые меры, чтобы в системе управления по всей террито­рии России в ближайшей перспективе действительно заработала подлинно педагогическая система работы с людьми.

Педагогическая система в сфере массовой информации, печа­ти и культуры. Существенные и возрастающие социально-психологические влияния на людей телевидения, радио, пе­риодической печати, музыкальной культуры, фильмов и т.п. [отмечены выше. То, что творится зачастую сейчас здесь, близ­ко к педагогической слепоте и беспределу. Вектор работы [средств массовой информации и культуры нередко направлен противоположно векторам педагогических усилий других сис­тем. Создается впечатление, что многие работники этой сферы не задумываются над тем, как их деятельность сказывается на молодом поколении, формировании людей, в какой степени способствует решению общественных и личных задач настоя­щего и будущего. Это прежде всего свидетельствует о серьез­ных недостатках их собственной образованности, культуры, гражданской позиции, педагогической грамотности, профес­сионализма. Педагогическая система в деятельности средств массовой информации, печати и культуры, построенная на на­учной основе, крайне нужна людям, народу, обществу, буду­щему России. Построение ее — острейшая прикладная педа­гогическая и социальная проблема.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

Наши рекомендации