Психология развития личности 3 страница
1 От лат. moralis — нравственный.
2 Большинство исследователей считает понятия морали и нравственности сино
нимичными, но были и существуют попытки их разграничения, например: мо
раль — явление сознания, нравственность - поведения; мораль — форма внеш-
него побуждения, нравственность — внутреннего и др.
с проблема личности в педагогике
с общественной необходимостью и разрешения противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых пред-ставлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.
Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гуманных и имеет национальные оттенки (не противоречащие обшим). Она включает моральные нормы отношения к миру и давни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность человека — это мораль, живущая в нем, в его сознании и поведении, степень усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества. Мораль — полярная, путеводная звезда в путешествии человека по жизни. По мудрой мысли М. Монтеня (1533—1592) — тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред1.
В России в период реформ произошел резкий спад уровня морали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому и формирование моральности у людей, особенно молодежи, представляет задачу особой важности.
10. Хотя далеко не десятая по значимости, в числе важнейших социальных ценностей-находится любовь к своей Родине, ее народу, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего народного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальные достояния. Патриотизм — важнейший компонент всесторонне и гармонично развитой личности. Вот несколько суждений исторических личностей:
Д. Байрон: Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не м ожет;
И.С. Тургенев: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно без нее обходится;
К.Д. Ушинский: Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее;
М. Робеспьер: Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все;
Ж. Ж. Руссо: Самые большие подвиги добродетели были совершены из
любви к Отечеству.
См .: Моитень Мишель- Жить достойно. — М.. 1973. — С. 112.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ(
Формирование патриотизма— составная часть цели формирования личности. Современный патриотизм сочетается с пони манием необходимости предупреждения войны с применением средств массового поражения, признание мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле (достижение этого становится задачей особой педагогики _ «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма — в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей страны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.
II. Еще одной приметой современной цивилизации выступает развитие и широкое распространение эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.
Эстетическая культура— культура восприятия, оценки, любования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в поступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувство прекрасного облагораживает, возвышает личность, вызывает стремление жить по законам красоты, не допускать пошлостей, бескультурья.
Этическая культура в широком понимании -- высокая моральность, а в узком — культура взаимоотношений и общения, соблюдения этикета' -- правил поведения, вежливости, принятых в обществе.
Экологическая культура — культура отношения к природной среде. Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражаться на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и др., а вместе с этим представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем. Природоохранная деятельность превратилась в необходимую заботу не только государства и общества, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.
От франц. etigette — малая этика
с Проблема личности в педагогике
Культура семьи, быта и здоровья — соответствующее современным представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, в быту, в отношении к своему здоровью.
Культура здоровья — новое массовое явление в современном лире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и пр.), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и пр.
Формирование эстетически, этически, экологически культурной личности, обладающей и культурой семейной жизни, быта и отношения к своему здоровью — непременный элемент педагогической работы с ней.
Таким образом, современным педагогическим взглядам в наибольшей степени соответствует представление, что главная щель формирования личностисостоит в том, чтобы каждый человек самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гармонично развитой личностью, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформированная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии.
К основным педагогическим задачам формирования личности относится формирование отдельных компонентов главной цели.
Достижение цели и решение педагогических задач формирования личности — дело самое сложное, которое приходится выполнять каждому человеку и обществу. Добиться человеку большего, лучшего, предупредить недостатки и изжить имеющиеся -этому способна содействовать педагогика. Необходимо ее даль-
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, обществ.
нейшее развитие в соответствии с потребностями и запросами времени, а еще больше - полное использование уже сегодня всех ее достижений и рекомендаций в массовой практике.
5.2. Педагогические закономерности формирования личности
Общие педагогические То, что процесс развития человека и его закономерности фор-становления как личности закономерен мирования личности генетически, анатомически, физиологически, психологически и социально-психологически, ясно из материала предыдущих глав. Но он закономерен и педагогически. Педагогические закономерности формирования личности— это объективно существующие устойчивые, повторяющиеся, необходимые причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и их результатами: ее образованностью, воспитанностью, обученностью и развитостью, качественно соответствующими целям формирования личности в современном обществе. Педагогические закономерности — это закономерности и самоформирования личности, и помощи ей в этом со стороны общества и других людей. Педагогическая практика призвана охватить и максимально оптимизировать проявления всех закономерностей для достижения цели формирования личности.
К общим педагогическим закономерностям формирования личности, сказывающимся на успехе и нуждающимся в педагогическом учете, относятся:
• непрерывность формирования личности в процессе жизни:
• формирование в интересах самореализации, самоутверждения и успеха человека в жизни;
• подчиненность формирования личности ее личным интересам, совпадающим с интересами ее родителей, детей и общества;
• подчиненность главной цели педагогической системы формированию гармонично развитой личности, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии-
5. Проблема личности в педагогике
гражданственности, высокой эстетической, этической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья;
• воплощенность педагогических влияний на личность в возникновении и изменении у нее четырех основных педагогических свойств: образованности, воспитанности, обученности и развитости; зависимость совершенства этих свойств от степени (соответствия уровню мировой цивилизации; целостность и взаимосвязанность образования, воспитания, обучения и развития личности:
• зависимость успешности достижения главной цели формирования личности от обеспечения целеустремленности и регулирования всех педагогических влияний на личность, преодоления стихийности в этом процессе;
• безусловная зависимость успеха педагогического формиро
вания личности от ее собственной целеустремленной активности
в самоформировании;
• зависимость достижения цели в формировании личности ют подчинения ей всех подсистем и элементов педагогического процесса, его содержания, организации, форм, методов, условий, обеспечения и выбора таких, которые безусловно обеспечивают ее достижение;
• реализация индивидуального подхода в формировании каждого человека и развитие его индивидуальности.
Социально- Объемная и мощная группа причин, ока-
педагогические зако- зывающих формирующее влияние на чело-номерности формиро- века находится в окружающей среде. Давно вания личности известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Им Присущ особый вид педагогических причинно-следственных отношений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:
• образовательные: сказываются на понимании гражданами
окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы
тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе,
расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об
ластях знания, создают условия для самообразования и др.;
о Психология и педагогика
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, людям, государственным органам, политике, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность общечеловеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;
• обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профессиональными навыками и умениями и др.;
• развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.
Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.
Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно,
В.А. Сухомлинский (1918-1970) |
— писал В.А. Сухомлинский 1.
Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массо-
Сухомлинский В.А. О воспитании. - М,, 1975. — С. 14—15.
к. Проблема личности в педагогике 1 g3
вой информации, родители, члены различных социальных групп идр.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю-дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педагогической безграмотности, с которой обращаются нередко с ними в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невинные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.
Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурирует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг-|ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно (бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доминирующим влиянием одной из них.
Определенное педагогическое воздействие оказывает и природная среда. В педагогической литературе справедливо отмечается1, что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», Ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и развивающее влияние на людей.
Волков Г-Н. Этнопедагогика. - М., 1999.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Социально-педагогические влияния среды нуждаются в тща
тельном учете и совершенствовании при формировании личности
в разных направлениях работы с ней: при осуществлении образо
вания, в процессе труда, управления, досуга, быта, в индивиду
альной работе, преодолении педагогической запущенности и др.
Вместе с тем это одна из наиболее трудных педагогических задач.
Общие педагогические Понимание общих закономерностей и
принципы формиро- анализ опыта находят отражение в общих
вания личности педагогических принципах формирования
личности. К основным из них, сущность большинства которых понятна на основе изложенного выше, относятся следующие.
1. Принцип целеустремленного, всестороннего и гармоничного формирования личности в интересах самой личности, ее самоопределения и самореализации в жизни, а также в интересах общества игосударства.
2. Принцип научности в формировании личности. Сложность и печальный опыт стихийного, неосмысленного, основанного только на житейских представлениях формирования личности требуют подходить только с достоверных, выкристаллизованных в положительном опыте и воплощенных в педагогических и психологических рекомендациях позиций. С действиями на авось, на основе личных домыслов и дремучей педагогической некомпетентности надо решительно кончать. Слишком велика цена упущений и ошибок в личной судьбе формирующегося человека, которые очень трудно, а порой и невозможно потом устранить.
3. Принцип максимального приближения целей, содержания, методов, условий формирования личности к уровню достижений мировой цивилизации на основе общечеловеческих ценностей, созидания, мира, морали, национального достоинства, государственности.
4. Принцип непрерывности и преемственности формирования личности в процессе жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых педагогических воздействий и влияний.
5. Принцип системности, взаимосвязанного формирования четырех основных педагогических свойств личности — образованности, воспитанности, обученности, развитости и соответствующей организации четырех, связанных единой целью и обслуживаю-
« Проблема личности в педагогике
щих друг друга педагогических подсистем — образования, воспитания, обучения и развития.
6. Принцип единства педагогических воздействий и самоформирования личности. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть и противодействует этому. Формирование — это субъект-субъектный процесс, взаимодействие субъекта педагогических воздействий и формирующегося — их объекта, являющегося вместе с тем субъектом, личностью со своими взглядами, интересами, желаниями, идеалами, планами. Успех возможен лишь при совпадении их целей и усилий, при тесном сотрудничестве, при обоюдной и слаженной активности, при целенаправленной активности формирующегося по самоформированию.
7. Принцип опережающего формирования личности в духе основных тенденций общественного развития: гуманизма, демократизма, законности, гражданственности.
8. Принцип формирования культурности личности: эстетической, этической, экологической, семейной, быта и здоровья.
Общие закономерности и принципы относятся ко всей системе формирования личности, организуемой на любом уровне — индивидуальном, групповом, государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обучения и развития, находящие отражение в соответствующих частных принципах, выступающих как подчиненные общим и в совокупности с ними обеспечивающие формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Противоречия процес- Знание закономерностей и реализация
са формирования принципов не означают, что нужные пе
личности дагогические результаты будут достигнуты
однозначно, безусловно и без проблем. Процесс формирования противоречив по своим внутренней и внешней обусловленности. Наиболее существенны противоречия между:
• желаемым и действительным, необходимым и возможным, требующимся и имеющимся;
• общими педагогическими положениями и необходимостью их методического воплощения в конкретной ситуации и с индивидуализацией;
• старым и новым, отживающим и зарождающимся, содержанием и формой;
■\ 56 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• словами и делами, словами и опытом жизни, тем, что слышит, и тем, что видит формирующаяся личность;
• формирующим субъектом (учителем, воспитателем, родителем и др.) и формирующимся объект-субъектом;
• разными субъектами формирования и др.
Противоречия затрудняют, сдерживают, искажают результаты, но вместе с этим побуждают к непрерывному поиску путей их преодоления и выступают одной из движущих сил совершенствования педагогического процесса.
Педагогическая смете- Государство, общество, семья, понимая ма формирования зависимость своего будущего и полноцен-личности в обществе ного использования дара жизни появившимся на свет человеком от качества прижизненного формирования его, всегда стремились осуществлять педагогическую работу с ним. Но она страдала и страдает недостаточной эффективностью из-за отставания педагогической практики от педагогической теории и слабостей организации системы.
Современный уровень человеческой цивилизации и подлинный гуманизм требуют практически осуществлять формирование каждого человека качественно в его интересах, совпадающих с интересами общества. Система педагогической работы в обществе и на местах в наиболее полном виде должна совпадать со структурой прикладных разделов и отраслей педагогики (см. рис. 3.2). К основным ее составляющим относятся такие.
Семья с заботами родителей по выращиванию детей с первых дней их жизни, их воспитанием, развитием, обучением, существует столько же, сколько существует на Земле сам человек. Я.А. Коменский именовал основную часть ее материнской педагогикой.
Родители всегда стремились сделать детей хорошими людьми, передать им опыт своей жизни, предупредить от повторения промахов и ошибок. Однако их усилия, не опиравшиеся на рекомендации педагогики, носили житейский, эмпирический, субъективный характер, а поэтому зачастую были далеко не лучшими. Многие их влияния не осознавались, поэтому впоследствии возникал вопрос: «Откуда это у моего ребенка?».
Радикальный и единственный путь решения проблемы правильного формирования личности детей в семье — подъем ее на
g. Проблема личности в педагогике
уровень научной педагогики. Движение в этом направлении в обществе есть, хотя не в тех масштабах и не с тем качеством, которые необходимы. Надежный путь связан с организованным изучением школьниками старших классов, студентами, молодыми людьми, вступающими в брак, ожидающими рождения ребенка, родителями младенца, дошкольника, школьника вопросов педагогики семейной жизни, семейного воспитания, возрастной педагогики, педагогики образования, обучения; с развитием в стране службы семьи, психолого-педагогического консультирования. Пока существуют лишь начала такой работы.
Семейная педагогика является частью народной педагогики, а поэтому совершенствование первой может способствовать преодолению части элементов устарелости, ненаучности во второй (выраженных, например, в таких народных поговорках и [пословицах: «С чем родился, с тем и умрешь», «Горбатого могила исправит» и др.).
Преддошкольная и дошкольная работа — целенаправленная система работы с детьми преддошкольного и дошкольного возрастов, осуществляемая в детских учреждениях (детские сады, площадки, интернаты, детские дома, лагеря, специальные груп-пы, индивидуальная работа в семьях) специально подготовленными к ее специфике профессионалами-педагогами. Чрезвычайно важна в возрастном отношении работа, в которой сейчас многое из прежнего опыта не используется, а новое не налажено. В перспективе ею целесообразно охватить всех детей и не упускать формирующих возможностей этого возраста и корректировать промахи родителей, если они все же будут допускаться.
Система общего образования — массовая средняя школа. Слова французского политического деятеля Ж. Дантона (1759— 1794) «После хлеба самое важное для народа — школа» вошли в поговор-ку. Школа обладает самым высоким уровнем (по сравнению с другими системами) применения научной педагогики и осуществляется почти исключительно учителями, обладающими высшим педагогическим образованием. Ее формирующее влияние испытывают практически все дети, подростки, юноши и девушки. В последнее десятилетие система переживает период постоянных реформ и поисков, в котором немало и положительного, и недостатков, порожденных прежде всего социально-педа-
•168 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
гогическими влияниями перемен в российском обществе. Школа формирует основы образованности и обученное™ школьников, способствует их развитию. Успехи в этом выражаются, в частности, в высоких достижениях наших школьников на международных олимпиадах и конкурсах. Наиболее заметны недостатки в воспитании школьников, все более похожие на недостатки школьников зарубежных стран.
Система высшего профессионального и послевузовского образования ориентирована на подготовку граждан, обладающих высшим уровнем профессионализма, включающим соответствующую образованность, воспитанность, обученность и развитость. Федеральные законы прямо указывают на необходимость развития и воспитания студентов (см. гл. 8), однако эти задачи часто решаются хуже, без должной целеустремленности, подвержены стихийным влияниям. Научно-педагогическая разработка вопросов высшего образования ведется в последние десятилетия с повышающейся активностью, но полученные результаты неполно используются в практике. Уровень педагогической подготовки людей, призванных обеспечивать формирование личности студентов в вузах, нередко ограничен вопросами обучения.
Система труда также призвана выполнять педагогическую функцию, ибо она реально оказывает влияние на людей. Необходимо сделать реализацию функции осознаваемой и отвечающей требованиям педагогической эффективности. Сфера труда должна способствовать самореализации и самоутверждению людей, развитию их способностей, а также совершенствованию профессионального мастерства, воспитанности и др. Помочь реализовать эту функцию должна особая отрасль педагогической науки - профессиональная педагогика. Она комплексна, в нейнеплохо разработаны вопросы производственной педагогики, военной, юридической и ряда других. Но достижения и рекомендации педагогической науки используются в практике слабо, фрагментарно, в основном инициативными людьми с активной общественной позицией. Создание системы целенаправленной и компетентно в педагогическом плане осуществляемой массовой практики работы с взрослыми людьми в процессе труда имеет огромное личностное и общественное значение, но наталкивается часто на непонимание, недооценку, неумение и нежелание вести се. Повсеместное изучение курса «Психология и педагогика» в вузах призвано способствовать подготовке про-
g. Проблема личности в педагогике
фессионалов, понимающих необходимость такой работы и подготовленных к ней.
Система управления различными организациями, учреждениями, органами, подразделениями, службами, группами тесно [связана с педагогическими влияниями руководителя, работников управленческого аппарата, всего управленческого органа на сотрудников, работников, граждан. Поскольку все граждане, и работающие и не работающие, либо являются членами трудовых коллективов, либо сталкиваются часто с представителями управленческих структур — государственного и муниципального управления, социального обеспечения, кадровых, финансовых, производственных, хозяйственных, правоохранительных и др., то нетрудно представить себе масштабы их педагогических влияний на людей. Пока все это находится преимущественно в сфере стихии, эмпирии, субъективизма, хотя вопросы управления, работы с персоналом, в том числе и педагогические (см. гл. 10), научно разработаны неплохо. Необходимы активные и настойчивые меры, чтобы в системе управления по всей территории России в ближайшей перспективе действительно заработала подлинно педагогическая система работы с людьми.
Педагогическая система в сфере массовой информации, печати и культуры. Существенные и возрастающие социально-психологические влияния на людей телевидения, радио, периодической печати, музыкальной культуры, фильмов и т.п. [отмечены выше. То, что творится зачастую сейчас здесь, близко к педагогической слепоте и беспределу. Вектор работы [средств массовой информации и культуры нередко направлен противоположно векторам педагогических усилий других систем. Создается впечатление, что многие работники этой сферы не задумываются над тем, как их деятельность сказывается на молодом поколении, формировании людей, в какой степени способствует решению общественных и личных задач настоящего и будущего. Это прежде всего свидетельствует о серьезных недостатках их собственной образованности, культуры, гражданской позиции, педагогической грамотности, профессионализма. Педагогическая система в деятельности средств массовой информации, печати и культуры, построенная на научной основе, крайне нужна людям, народу, обществу, будущему России. Построение ее — острейшая прикладная педагогическая и социальная проблема.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество