Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки
Несмотря на то что в своей основе воспитание неотделимо от искусства, на развитие теории и практики воспитания большое влияние оказывали и оказывают различные области науки. Исторически основной массив положений теории воспитания был связан с философией и психологией. Именно философия как праматерь всех наук дала миру целый ряд великих педагогов. Еще в XVII веке Я. Коменский высказывал мысли о том, что устранить недостатки общественного мироустройства можно только путем усовершенствования системы воспитания и образования людей. Характерным является название книги «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», изданной им в 1644 г. Всеобщее воспитание всех людей в течение всей жизни он рассматривал как путь к усовершенствованию не только земного, но и космического процесса, главное место в котором призван занимать человек.
Возможно, наиболее явно значение воспитания для всех времен выражает тезис Коменского о том, что цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. Кажется естественным, что для повышения эффективности всеобщего воспитания Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором должна развиваться культура мира. Целям всеобщего воспитания и «всеобщего исправления» должны были служить всемирные социальные институты, такие, как международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международный церковный совет (консистория), международный суд.
Наряду с этим он сформулировал такое фундаментальное положение,как принцип природосообразности развития и воспитания, выводимый из тезиса «человек — дитя природы», обосновал основы возрастного развития и воспитания, основы сочетания активной деятельности (в том числе игровой) и нравственного развития детей, развивал основы радостного обучения, связанного с развитием интереса и любознательности.
На принцип природосообразности Коменского в разное время при разработке своих педагогических теорий опирались многие выдающиеся ученые и педагоги, такие, как Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, К. Д. Ушинский и др. Английский философ, психолог и педагог Джон Локк, которого М. В. Ломоносов причислял к числу «премудрых человечества учителей», в трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1963) развивал положение о том, что все идеи рождаются на основе опыта, что только опыт пишет свои письмена на «чистой доске» человеческой души. Основой воспитания Локк считал выработку у ребенка правильного представления о добродетели. Честь и позор представляют собой, по мнению Локка, главные и могущественные стимулы развития души, на которые необходимо опираться в воспитательном процессе.
При этом совершенствование человеческой личности и, в частности, личности «делового человека» и «джентльмена» напрямую зависит от правильно поставленного воспитательного процесса, который в свою очередь должен быть обусловлен воспроизведением перед учащимися такой последовательности фактов, впечатлений и идей, которая соответствует последовательности этапов их возрастного развития. В качестве важного источника доказательств он использовал доступные ему наблюдения за этапами развития детей, обращая особое внимание на важность индивидуальных характеристик, склонностей и особенностей их психики.
Знаменитый французский философ Ж.-Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762) сформулировал и развил направление естественного, свободного воспитания личности, которое обязательно должно проводиться в соответствии с развитием естественных способностей, интересов и потребностей ребенка. Наиболее ранними он считал этапы развития чувственного анализа, развитие таких чувств, как удовольствие и неудовольствие, дальнейшие этапы сопоставлял с развитием интуитивных несознаваемых действий, к которым, в частности, относил совесть и гений. Отличительные черты развития человека, по Руссо, заключались во вторичности проявления разумной деятельности и противопоставлении этой деятельности чувственному развитию.
Таким образом, возвращаясь к вопросам вклада отдельных наук в развитие теории и практики воспитания, можно сказать, что корни науки о воспитании с древних времен были связаны в первую очередь с философией. Философия и тесно связанная с ней психология формулировали наиболее общие и коренные представления о высших целях и ценностях человеческого бытия и человеческой души. В дальнейшем по мере развития и дифференцирования древа науки вклад в теорию воспитания начинали делать и другие науки.
Экономика связывает роль воспитания с развитием экономического мышления человека, что, в свою очередь, ведет к росту эффективности общественного производства, формированию социально востребованного делового стиля поведения. Такой стиль определяет необходимость воспитания у человека определенного комплекса деловой этики, основанного на честности, порядочности, организованности, привычке «держать слово». Без этих качеств деловое общение становится просто невозможным. Экономическое воспитание развивает у человека социально востребованные мотивации, такие,как стремление сделать честную карьеру, иметь общественный успех, пользоваться любовью и симпатией окружающих, получить хорошее образование, быть высококлассным специалистом, ценить мнение партнеров.
Экономическое воспитание непосредственно связано с развитием у человека объективного взгляда на себя и на окружающий мир, с развитием его как личности. Дело в том, что правильное определение своей роли в коллективе, определение ролевых функций своих коллег представляет практически необходимое условие для достижения делового успеха. При этом неправильно думать, что экономическое воспитание противоречит по своим целям духовному воспитанию, связанному с развитием дружеских и семейных отношений. Наряду с воспитанием таких качеств, как четкость взаимоотношений, объективность оценок деловых качеств и возможностей партнера, экономическое воспитание в принципе должно не противостоять, а дополнять всестороннее развитие личности, делать ее более объемной и многогранной. Естественно, что при этом неизбежны коллизии, связанные с очень сложными процессами установки приоритетов между различными сторонами поведения человека, например, между дружескими чувствами и деловыми интересами, между интересами семьи и долгом по отношению к коллегам по работе и т.д. Но такого рода коллизии, по-видимому, представляют собой неизбежное следствие развития личности и процессов воспитания.
Очевидно наличие тесной связи между экономическими и социальными аспектами воспитания. Современная социология изучает социальные аспекты воспитания, изучает и в определенной степени формирует в явном виде социальный «заказ» общества системе воспитания. С другой стороны, этот заказ формулируется различными государственными органами и общественными организациями в виде различных методических, правовых, научных и других документов.
Наряду с этим в связи со стремительной урбанизацией и индустриализацией, с усложнением социальной структуры мирового сообщества растет вес непрограммируемых, разносторонних и во многом противоречивых воздействий на личность. Если раньше воспитание человека проходило в условиях «большой семьи», включающей два или три поколения, то с середины XX века растет роль «малой семьи», включающей родителей и несовершеннолетних детей, появляются социальные группы, связанные с узко профессиональной деятельностью. В условиях современного города, поселка городского типа растет независимость детей от родителей, растет количество относительно независимых источников воспитательного влияния. В результате воспитательный климат современного мира формируется под активным воздействием стратификации социальной структуры общества, в условиях появления многих социальных слоев, оказывающих воздействие на каждого человека.
В связи с растущей социализацией личности все большее значение для воспитания приобретают различные формы правового, юридического воспитания. Юридические знания норм, прав и взаимных обязанностей личности и общества являются совершенно необходимыми элементами воспитания. Юридическая грамотность человека в вопросах гражданского, уголовного, частного права должна формировать внутренние нормы и ограничения, которые наряду с моральными и этическими нормами представляют основы нравственности.
Глава 5