Список учебно-методических разработок для студента
Сообщения по темам:
1.Становление народной педагогики.
2.Общее и особенное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
3.Система воспитания по Платону.
4.Наука и образование в Древнем Риме и Древней Греции.
5.Общее и особенное в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.
6.Влияние общественного быта на воспитание детей на Руси.
7.Особенности воспитания детей в крестьянской семье (до XVIIв).
8. «Поучение Владимира Мономаха детям» - памятник культуры.
9.Вклад в социальную педагогику Епифанния Славенцкого и Федора Ртищева.
10. Воспитательная система Я.А. Коменского.
11.Воспитание джентельмена по Джону Локку.
12.Идеал воспитания Жан Жака Руссо.
13.Социокультурные особенности XIX в.
14.Педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци.
15.Педагогика И.Ф. Гербарта.
16.Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта.
17.Классики немецкой философии и педагогики (И. Кант, Г.В. Гегель).
18.Принцип культуросообразности Ф.А.В. Дистервега.
19.Развивающее обручение: его истоки и педагогическая основа.
20.Философско-педагогическая система Г. Спенсера.
21.Идеи индивидуалистического целеполагания в образовании.
22. Идеи социалистов-утопистов.
23.Педагогика и философия позитивизма.
24.Педагогика периода Великой Отечественной войны.
25.Основные задачи народного образования в советский период.
Информационные технологии и ресурсы
1. socpedagogika.narod.ru
2. nvobrazovanie.ru/virt/Socped (просмотр)
3. ssopir.ru (просмотр)
Контроль над освоением студентом дисциплины
Текущий контроль_________
(материалы для проведения текущего контроля на семинарских занятиях приведены в планах семинарских занятий).
Промежуточныйконтроль - тестирование (тесты прилагаются в электронном виде)
Итоговый контроль
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Теории происхождения воспитания.
2.Характеристика социального воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
3.Социально-педагогический опыт древнейших государств (Месопотамия, Египет, Китай).
4.Социальное воспитание в Античном мире (греческие города-государства, Древний Рим).
5.Педагогические идеи древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
6.Воспитание и социально-педагогическая мысль в средние века.
7.Школа и социально-педагогическая мысль эпохи Возрождения.
8.Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве.
9.Педагогические идеи в русской литературе XI-XVII веков.
10. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.
11.Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка.
12.Взгляды французских материалистов (К.А. Гельвеция, Д. Дидро) на воспитание детей.
13.«Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо.
14.Гуманизм социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци.
15.Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля.
16.Социально-педагогический опыт Р. Оуэна.
17.Реформы Петра I в области просвещения. Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVI11 в. «Пропозиции» Ф.С. Салтыкова.
18.Идеи и деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева по социальной защите населения.
19.Воспитательные дома при Екатерине II.
20.Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля.
21.Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.
22.Социальная педагогика П. Наторпа.
23.Социально-педагогический аспект движения «Новые школы» (А. Феррьер, Г. Винекен, О. Декроли, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).
24.Виды благотворительности в российском обществе в XIX в.
25.Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты.
26.Практика религиозной благотворительности.
27.В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах. «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами».
28.Социальный контекст в статье В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома».
29.П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
30.Образование в дворянской семье.
31.Воспитание крестьянских детей.
32.Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании
33. Защита детей-сирот в первые годы советской власти.
34. Педагогика среды, воспитание личности в коллективе.
35. Детская колония С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь», его статьи «Задачи общества», «Детский труд и отдых», «Что такое клуб?».
36. Опытные станции Наркомпроса.
37. «Республика ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского.
38. Педагогический опыт А.С. Макаренко.
39. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.
40. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.
41.Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.П. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина.
42.Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты, школы-интернаты.
43. Работа социального педагога в развитых зарубежных странах.