В.И. Селиверстов, А.С. Марголис

Комплекс медико педагогической работы
с детьми-логопатами

В специализированный санаторий поступают дети с разными расстройствами речи, в частности со слож­ными формами функциональных и механических дислалий, дизартриями, алалиями, заиканием и их комбинозами. Лингвистический анализ этих речевых расстройств позволяет определить, какие компоненты речи преиму­щественно нарушены. Например, для сложных случа­ев дислалий и дизартрии характерно преобладание неправильного звукопроизношения. Причем, в случа­ях ринолалий и дизартрии в разной степени нарушен­ными оказываются и другие стороны речи: модуляция, выразительность, голос, темп. При алалиях наблюдается в основном полное или частичное отсутствие речи: ребенок слышит и понима­ет обращенную речь, но сам не говорит. Или при со­хранном слухе и некоторой способности к устной речи недостаточно понимает окружающих. Под алалиями понимается недоразвитие в основном фразовой речи у детей. Однако подобная картина речевого расстройства может наблюдаться у детей с уже сформировавшейся речью, но потерявших ее впоследствии в результате различных мозговых травм и заболеваний (афазии).

При заикании у детей наблюдаются речевые спаз­мы, расстраивающие нормальный ритм, темп и плав­ность речи и нарушающие тем самым ее коммуника­тивную функцию.

Тяжелые речевые нарушения тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка и с полноценным формированием его личности. Речевые, нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка. Это и объяснимо, так как правильная речь способствует формированию нашего мышления. С другой стороны, речевая неполноценность обычно порождает у детей и своеобразные характерологические особенности. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть или замаскировать свою неправильную речь могут вызывать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, от общения с окружающими, уединиться; порождают речевую пассивность, чувство обиды, досады, иногда озлобленности, раздражения и пр.

Многообразные психологические отклонения особенно ярко проявляются у заикающихся детей.

Как показывают исследования последних лет, в основе тяжелых речевых расстройств лежат различные анатомо-физиологические нарушения центральной или периферической частей речевого механизма. Они обычно связаны с поражениями центральной нервной системы в результате перенесенных ребен­ком заболеваний или травм: энцефалитов, менингитов, сосудистых расстройств, психофизических травм и пр. Они могут вызываться также и грубыми органическими нарушениями в строении речевого аппарата (расщелины губы, неба), а также недостаточной под­вижностью (инертностью) или лабильностью процессов нейродинамики, что особенно характерно для неврозов речи.

У многих детей-логопатов дефекты речи сопро­вождаются разнообразными нарушениями моторики. У заикающихся детей, например, отмечается часто не­согласованность движений рук и ног при ходьбе и беге. В движениях отсутствуют четкость, плавность, нарушены бывают их темп, ритм и сила. В зависимо­сти от преобладания процессов возбуждения или тор­можения в коре головного мозга движения их могут быть порывистыми, резкими, хаотичными или, наоборот, скованными и замедленными. Расстроены бывают и механизмы дыхания. У детей с аномалиями ре­чевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи.

У детей-логопатов нередки случаи нарушенного обмена, различные расстройства вегетативной нервной системы, выражающиеся симптомами повышенного потоотделения, нарушениями сна, аппетита. У таких детей часто наблюдается физическая ослабленность, предрасположенность к инфекциям и пр.

Сделанные наблюдения в процессе изучения де­тей-логопатов подтверждают необходимость целого комплекса медико-педагогических мероприятий, кото­рые должны быть направлены на оздоровление у них нервной системы и всего организма в целом, на кор­ригирование общей и речевой моторики, на воспита­ние правильной речи и полноценной личности.

В условиях специализированного стационара ком­понентами такого медико-педагогического комплекса являются:

1) благоприятное окружение и отношение к ребенку,

2)особый режим,

3)рациональное питание,

4) медикаментозное и физиолечение,

5)климатолечение и закаливание,

6)лечебная физкультура и ритмика,

7)психотерапия,

8) логопедические занятия,

9)воспитательные мероприятия.

Говоря о необходимости благоприятного окруже­ния и отношения к детям-логопатам, имеем в виду прежде всего создание для них такой благоприятной внешней среды, такого образа жизни, который бы со­действовал возможно более быстрому наступлению Нормализации функций их организма. Уже само пере­мещение ребенка из домашней (нередко неблагопри ятной) обстановки в спокойные условия, где он ограж­ден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций, имеет большое значение для нормализации его высшей нервной деятельности.

Замечено, что на больного ребенка благотворно i влияют хорошо оборудованные помещения стационара, I где ему предстоит заниматься и жить, красота окружающей природы, благоустроенность территории и пр.

Отношение к детям со стороны сотрудников имеет также лечебное значение. Дети очень чутки к хорошему отношению, оно их успокаивает, организует и в значительной степени способствует лечебным задачам специализированного стационара. Большое значение для нормализации речи ребенка имеет и правильная речь окружающих. Поэтому основные требования к персоналу в их отношениях с детьми заключаются в следующем: тон речи должен быть спокойным, ласко­вым, доброжелательным. Речь обслуживающего пер­сонала должна быть простой и доступной для понима­ния ребенка. Не следует торопить ребенка при отве­тах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить; полезно под­бодрить и похвалить стесняющегося своей речи ребен­ка. Отношение к детям со стороны всего персонала должно быть приветливым, ровным, спокойным ив то же время требовательным и настойчивым. Каждый сотрудник должен быть для ребенка образцом правиль­ного поведения и речи, должен стимулировать его к речевому общению.

Общий режим специализированного стационара предусматривает определенный ритм жизни детей, правильное чередование их сна и бодрствования, пи­тания, труда и отдыха, лечебных, логопедических и воспитательских занятий. Известно, что чередование различных видов деятельности и определенный ритм жизни способствуют нормализации и облегчению ра­боты высших отделов нервной системы и всего орга­низма ребенка.

Исходя из собственного опыта и условий работы, мы выбрали следующий режим дня для детей-дошкольников:

ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Наши рекомендации