Тема 2.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Часа
Семья как малая группа. Основные задачи семьи. Функции семьи. Принципы семейного воспитания. Содержание семейного воспитания: физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей.
Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты. Психологический контакт между родителями и детьми.
СРС – 4 часа
Тема 2.6. Управление образовательными системами
Часа
Понятие управления и педагогического менеджмента. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами.
Государственно-общественная система управления образованием. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления.
Взаимодействия социальных институтов в управлении образовательными системами.
Управленческая культура руководителя. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Система высшего образования. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы развития российской высшей школы.
СРС – 4 часа
Модуль №3. Введение в инженерную психологию
Цель модуля:На основе ознакомления студентов с основами инженерной психологии и эргономики определить место инженерной психологии в системе наук о труде
Задачи модуля:
· Освоение основных понятий инженерной психологии;
· Формирование представлений о структуре и особенностях операторской деятельности;
· Ознакомление с факторами, обуславливающими динамику; функциональных состояний человека в трудовом процессе.
· Ознакомление студентов с методами оценки и регуляции негативных функциональных психических состояний.
Тема 3.1. Предмет и основные понятия инженерной психологии
Часа
Место психологии труда и инженерной психологии в системе наук о труде. Предмет психологии труда: закономерности психической деятельности человека в различных видах труда. Предмет инженерной психологии: закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники. Эргономика как научно-практическая дисциплина изучения трудовой деятельности человека в системах «человек-машина-среда» и ее задачи.
Система «человек-машина-среда». Человек-оператор как человек, взаимодействующий с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем и органов управления. Классификация СЧМС. Особенности и типы операторской деятельности. Факторы, влияющие на эффективность операторской деятельности.
Человек-оператор СЧМС. Этапы деятельности человека-оператора. Возможности и функциональные характеристики человека и машины в СЧМС.
Человек-оператор и информация в системах управления. Возможности человека по приему и обработке информации. Структура операторской деятельности. Информационная модель. Концептуальная модель. Психическая регуляция операторской деятельности. Средства операторской деятельности. Классификация средств отображения информации. Классификация органов управления. Рабочее место человека-оператора.
Организация операторской деятельности. Условия труда. Организация труда. Обеспечение безопасности труда.
СРС – 4 часа
Тема 3.2. Психологические характеристики человека-оператора
Часа
Психологические характеристики человека-оператора в деятельности.
Мотивы и цели деятельности. Психологические характеристики процесса приема
информации. Психофизиологические характеристики анализаторов. Классификация характеристик зрительного, слухового, кожного анализаторов. Восприятие речевых сообщений. Организация внимания. Процессы памяти. Пути
повышения скорости функционирования оперативной памяти, увеличения объема памяти человека-оператора. Классификация объективных параметров, влияющих на продуктивность памяти. Оперативное мышление и процесс принятия решений. Категории задач по степени сложности и интеллектуальному уровню решений. Управляющие действия человека-оператора.
Антропометрические характеристики и их использование. Антропометрия
как измерение размеров тела и его отдельных частей. Динамические и статические Антропометрические характеристики.
Функциональная «цена» деятельности. Функциональное напряжение. Функциональная напряженность как чрезмерная реакция организма на рабочую нагрузку. Эмоциональная и операционная нервно-психическая напряженность. Оценка информационной нагрузки оператора.
СРС – 4 часа
Тема 3.3. Психические состояния в профессиональной деятельности человека
Часа
Психические функциональные состояния и профессиональная деятельность.
Виды психических состояний. Динамика состояний. Состояния монотонии и утомления. Фазы состояния утомления. Психофизические состояния в экстремальных, стрессогенных и напряженных условиях деятельности.
Факторы, обуславливающие динамику функциональных состояний человека. Характеристики трудового процесса. Факторы среды обитания и рабочей среды. Человек как субъект труда. Стрессогенные воздействия. Личностные особенности как внутренний фактор индивидуальной динамики ПФС. Диагностика психических функциональных состояний. Физиологические методы тестирования. Психофизиологические методы тестирования. Методики субъективной оценки функциональных состояний. Регуляция и саморегуляция ПФС.
СРС – 4 часа