Основные системы (концепции) обучения в дидактике
Дидактика как научная дисциплина.
Теория воспитания, управление (школоведение), дидактика. Дидактика и теория обучения - это синонимы.
Дидактика есть раздел педагогики, вскрывающий вопросы теории обучения: вопрос усвоений знаний, умений и навыков, формирование убеждений с определением структуры и объема содержания. Педагогика - наука не точная. Объект дидактики - это обучение. Предмет дидактики - это связь преподавания и учения. Чему учить и как учить. Дидактика скрывает законы, закономерности, принципы и правила обучения. Закон - объективно-существующие существенное повторяющиеся устойчивая связь между явлениями и внутри явлениями. Закономерность - объективно-существующие существенно повторяющиеся устойчивая при определенных условиях связь между явлениями и внутри явлениями. Принципы - основное исход.положение, руководящее идеи. Прикладные рекомендации - по реализации на практике основных теоритических положений.
Обучение - это совокупность последовательность и взаимосвязанных действий учителя и учащихся по овладению научными знаниями, формирования умений и навыков, развитию творческих способностей, мировоззрения, этических взглядов.
Знания - это понимание, сохранение в памяти и умение свободно воспроизвести определенную информацию.
Умение - способность применять знания на практике.
Навык – умение, доведенное до автоматизма.
Формирование знаний -
Формирование умений - повторить несколько раз, для получения точного действия.
Способности - некие врожденные качества. С одной стороны выступают цель деятельности педагога, а с другой стороны - как условие, обеспечивающее эффективность этой деятельности.
Существуют общие способности (трудолюбие, речь) и спец. способности (вокальные, слуховые, художественные)
Содержание обучения.
Компоненты содержания образования:
1.знания о природе, обществе, человеке, представленные через:
-понятия и термины;
-факты науки и повседневной действительности;
-теории и законы;
-научные и социальные идеи;
-знания о способах деятельности методах познания;
-оценочные знания.
2.опыт осуществления деятельности (умения и навыки):
-обобщенно-познавательные (опыт работы с учебной и научной литературой, построение гипотезы и постановка эксперимента, анализ, синтез, обобщение);
-практические (измерительные, вычислительные, графические, обращение с техническими устройствами);
-организационные (умение планировать, организовывать свою работу, режим);
-оценочные (оценка качества результатов);
3. опыт творческой деятельности;
-решение новых проблем и перенос раннее усвоенных знаний через реализацию новых.
3.опыт эмоционально-ценностных отношений:
-эстетические потребности;
-эмоциональная окрашенность;
-нравственные стимулы;
-мотивация;
Факторы, влияющие на отбор содержания.
-цель обучения
- уровень развития соответствующей науки
-учет международного опыта
-уровень возможности учеников
-соответствие объема содержания времени, отводимого на него
Носители содержания.
Носители содержания – документы, в которых учитель может получить информацию.
1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) – документ, определяющий обязательный минимум содержания.
ГОС второго поколения имел след. структуру: федеральный, региональный, школьный. Фиксировал учебные дисциплины необходимые для изучения
ГОС третьего поколения фиксирует набор качеств, компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося в результате обучения.
2. Учебный план - это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном ОУ. Их распределение по годам обучения, время (год, неделя), отводимое для их осуществления.
3. Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг ЗУНов, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.
Структура тематическая. В программе должно фиксироваться кол-во часов на каждую тему, ЗУНы на эту тем, план информации.
4. Учебная литература - основной учебник, методички, электронные ресурсы.
Структура учебника 2 компонента:
1)Текстовый материал (разные категории текстов: описание, суждение, повествование)
2)Внетекстовый материал: иллюстративный материал, аппарат организации, подписи, таблицы, выделения, вопросы и задания, аппарат ориентировки.
3)Аппарат ориентировки: оглавление, указатели, примечания.
Требования к учебнику:
-отражает содержание учебного предмета
-отражает логику соотв. науки
-информирует
-организует самостоятельную деятельность учащихся
Учебник должен быть:
-краток, лаконичен, корректен
-доступен
-ясный и четкий язык
-увлекателен
-красочен
-удобный формат
Мотивация обучения.
Стимул - это сильный побудительный моментальный внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или действие.
Виды стимулов:
-принуждение,
-материальный (бонусы, стипендии, отпуск),
-эмоциональный стимул (похвала или признание),
-самоутверждение.
На многие стимулы человек реагирует неосознанно (похвала). Реакции на стимулы у различных людей различны.
Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижения которого выступает смыслом действия.
Виды мотивов:
-побуждение к деятельности связанное с удовлетворением потребностей субъектов вызывающих активность субъекта;
-предмет материальный или идеальный, достижением которого выступает смыслом деятельности;
-осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Мотивация – это побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Высокий уровень мотивации учения не обходим для достижения успехов в учебе.
Учебные мотивы: внутренние и внешние.
Внутренние:
-собственное развитие в процессе учения;
-действия вместе с другими и для других;
-познание нового неизведанного;
Внешние:
-понимание необходимости учения в дальнейшей жизни;
-процесс учения как возможность общения;
-похвала от значимых лиц;
-желание быть первым учеником.
Самые неэффективные мотивационные стили:
-отрицательный мотиватор – скандал дома, «не поступлю в универ».
-мотивационный стиль «диктатор» - строгие приказы.
-«вообрази выполнение»
-«перегрузка»
Мотив – внутренний побудитель, стимул – внешний.
Культура личности.
Культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, совокупность компетенций:
-информационных
-мировоззренческих
-социальных
-политических
-нравственных
-поведенческих
Культура жизненного самоопределения – осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственности за свои действия и поступки.
Готовность к жизненному самоопределению складывается, прежде всего, из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.
Мировоззрение:
-познавательный компонент: знания, взгляды, убеждения
-эмоциональный компонент: эмоциональное состояние, чувства, переживания
-волевой компонент: поступки, действия, отношения
Компоненты мировоззрения взаимосвязаны.
Этапы формирования мировоззрения:
-понимание
-отношение
-готовность к действию
Основные системы (концепции) обучения в дидактике.
1. Традиционная:
Цель: передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения.
Доминирующая роль: преподавание, деятельность учителя.
Каменских Ян, Песталоцци, Дистервег, Гербарт.
2. Педоценстристская:
Цель: развитие личности воспитанника и раскрытие его потенциальных возможностей через спонтанную и свободную деятельность обучаемого.
Доминирующая роль: учение, деятельность учеников.
Толстой Лев, Дьюи Д., Лай В.
3. Современная дидактическая система:
Цель: формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого.
Доминирующая роль: взаимодействие преподавания и учения, деятельности как учителя так и учеников.
Эльконин, Давыдов.