Основные системы (концепции) обучения в дидактике

Дидактика как научная дисциплина.

Теория воспитания, управление (школоведение), дидактика. Дидактика и теория обучения - это синонимы.

Дидактика есть раздел педагогики, вскрывающий вопросы теории обучения: вопрос усвоений знаний, умений и навыков, формирование убеждений с определением структуры и объема содержания. Педагогика - наука не точная. Объект дидактики - это обучение. Предмет дидактики - это связь преподавания и учения. Чему учить и как учить. Дидактика скрывает законы, закономерности, принципы и правила обучения. Закон - объективно-существующие существенное повторяющиеся устойчивая связь между явлениями и внутри явлениями. Закономерность - объективно-существующие существенно повторяющиеся устойчивая при определенных условиях связь между явлениями и внутри явлениями. Принципы - основное исход.положение, руководящее идеи. Прикладные рекомендации - по реализации на практике основных теоритических положений.

Обучение - это совокупность последовательность и взаимосвязанных действий учителя и учащихся по овладению научными знаниями, формирования умений и навыков, развитию творческих способностей, мировоззрения, этических взглядов.

Знания - это понимание, сохранение в памяти и умение свободно воспроизвести определенную информацию.

Умение - способность применять знания на практике.

Навык – умение, доведенное до автоматизма.

Формирование знаний -

Формирование умений - повторить несколько раз, для получения точного действия.

Способности - некие врожденные качества. С одной стороны выступают цель деятельности педагога, а с другой стороны - как условие, обеспечивающее эффективность этой деятельности.

Существуют общие способности (трудолюбие, речь) и спец. способности (вокальные, слуховые, художественные)

Содержание обучения.

Компоненты содержания образования:

1.знания о природе, обществе, человеке, представленные через:

-понятия и термины;

-факты науки и повседневной действительности;

-теории и законы;

-научные и социальные идеи;

-знания о способах деятельности методах познания;

-оценочные знания.

2.опыт осуществления деятельности (умения и навыки):

-обобщенно-познавательные (опыт работы с учебной и научной литературой, построение гипотезы и постановка эксперимента, анализ, синтез, обобщение);

-практические (измерительные, вычислительные, графические, обращение с техническими устройствами);

-организационные (умение планировать, организовывать свою работу, режим);

-оценочные (оценка качества результатов);

3. опыт творческой деятельности;

-решение новых проблем и перенос раннее усвоенных знаний через реализацию новых.

3.опыт эмоционально-ценностных отношений:

-эстетические потребности;

-эмоциональная окрашенность;

-нравственные стимулы;

-мотивация;

Факторы, влияющие на отбор содержания.

-цель обучения

- уровень развития соответствующей науки

-учет международного опыта

-уровень возможности учеников

-соответствие объема содержания времени, отводимого на него

Носители содержания.

Носители содержания – документы, в которых учитель может получить информацию.

1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) – документ, определяющий обязательный минимум содержания.

ГОС второго поколения имел след. структуру: федеральный, региональный, школьный. Фиксировал учебные дисциплины необходимые для изучения

ГОС третьего поколения фиксирует набор качеств, компетенции, которые должны быть сформированы у обучающегося в результате обучения.

2. Учебный план - это нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном ОУ. Их распределение по годам обучения, время (год, неделя), отводимое для их осуществления.

3. Учебная программа - это нормативный документ, очерчивающий круг ЗУНов, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.

Структура тематическая. В программе должно фиксироваться кол-во часов на каждую тему, ЗУНы на эту тем, план информации.

4. Учебная литература - основной учебник, методички, электронные ресурсы.

Структура учебника 2 компонента:

1)Текстовый материал (разные категории текстов: описание, суждение, повествование)

2)Внетекстовый материал: иллюстративный материал, аппарат организации, подписи, таблицы, выделения, вопросы и задания, аппарат ориентировки.

3)Аппарат ориентировки: оглавление, указатели, примечания.

Требования к учебнику:

-отражает содержание учебного предмета

-отражает логику соотв. науки

-информирует

-организует самостоятельную деятельность учащихся

Учебник должен быть:

-краток, лаконичен, корректен

-доступен

-ясный и четкий язык

-увлекателен

-красочен

-удобный формат

Мотивация обучения.

Стимул - это сильный побудительный моментальный внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию или действие.

Виды стимулов:

-принуждение,

-материальный (бонусы, стипендии, отпуск),

-эмоциональный стимул (похвала или признание),

-самоутверждение.

На многие стимулы человек реагирует неосознанно (похвала). Реакции на стимулы у различных людей различны.

Мотив – это материальный или идеальный предмет, достижения которого выступает смыслом действия.

Виды мотивов:

-побуждение к деятельности связанное с удовлетворением потребностей субъектов вызывающих активность субъекта;

-предмет материальный или идеальный, достижением которого выступает смыслом деятельности;

-осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивация – это побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Высокий уровень мотивации учения не обходим для достижения успехов в учебе.

Учебные мотивы: внутренние и внешние.

Внутренние:

-собственное развитие в процессе учения;

-действия вместе с другими и для других;

-познание нового неизведанного;

Внешние:

-понимание необходимости учения в дальнейшей жизни;

-процесс учения как возможность общения;

-похвала от значимых лиц;

-желание быть первым учеником.

Самые неэффективные мотивационные стили:

-отрицательный мотиватор – скандал дома, «не поступлю в универ».

-мотивационный стиль «диктатор» - строгие приказы.

-«вообрази выполнение»

-«перегрузка»

Мотив – внутренний побудитель, стимул – внешний.

Культура личности.

Культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, совокупность компетенций:

-информационных

-мировоззренческих

-социальных

-политических

-нравственных

-поведенческих

Культура жизненного самоопределения – осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственности за свои действия и поступки.

Готовность к жизненному самоопределению складывается, прежде всего, из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения.

Мировоззрение:

-познавательный компонент: знания, взгляды, убеждения

-эмоциональный компонент: эмоциональное состояние, чувства, переживания

-волевой компонент: поступки, действия, отношения

Компоненты мировоззрения взаимосвязаны.

Этапы формирования мировоззрения:

-понимание

-отношение

-готовность к действию

Основные системы (концепции) обучения в дидактике.

1. Традиционная:

Цель: передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения.

Доминирующая роль: преподавание, деятельность учителя.

Каменских Ян, Песталоцци, Дистервег, Гербарт.

2. Педоценстристская:

Цель: развитие личности воспитанника и раскрытие его потенциальных возможностей через спонтанную и свободную деятельность обучаемого.

Доминирующая роль: учение, деятельность учеников.

Толстой Лев, Дьюи Д., Лай В.

3. Современная дидактическая система:

Цель: формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого.

Доминирующая роль: взаимодействие преподавания и учения, деятельности как учителя так и учеников.

Эльконин, Давыдов.

Наши рекомендации