Информационного общества
Тип учебного: изучение нового материала
занятия:
Вид учебного: лекция
занятия:
Цели: предметные
-- создать организационные условия студентам для восприятия
теоретического материала по новой теме;
-- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению
новой темы;
-- помочь студентам осознать социальную, практическую и
личностную значимость учебного материала;
-- раскрыть особенности педагогической профессии;
-- выявить роль учителя в информационном обществе.
Личностно-развивающие
-- содействовать осознанию студентами ценности изучаемого
материала;
-- содействовать развитию у студентов умений анализировать и
структурировать полученную информацию по теме;
-- содействовать развитию коммуникабельности у студентов в
обсуждении различных проблемных вопросов;
-- содействовать в воспитании нравственных качеств у студентов
посредством уроков педагогики.
Структура учебного:1. Организационный момент / 2 мин. /.
занятия:2. Проверка словарей педагогических терминов / 3 мин/.
3. Изучение нового материала / 71 мин. /.
4. Первичное закрепление изученного материала / 7 мин. /.
5. Домашнее задание / 2 мин. /.
6. Итог урока / 5 мин. /.
Литература:1. Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / под ред. А. С.
Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
2. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность
[Текст]: Учебное пособие / В. А.Мижериков. - М.: Пед. Общество
России, 2002.
3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория
и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
2
заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М.: Академия,
2004. - 224 с.
4. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность.
Практикум [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / А. А.Орлов, А. С. Агафонова. - М.: Академия,
2004. - 256 с.
5. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин И.Ф. Исаев Е.Н.
Шиянов /под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издательский
центр
ХОД ЛЕКЦИИ:
I. ОрганизационныйПриветствие студентов. Проверка посещаемости. Эмоциональный
моментнастройстудентов навосприятие новой темы.
Постановка задач лекции.
ПЛАН:
1. Особенности педагогической профессии в век информационного
общества (функции педагогической профессии; коллективный
характер педагогической деятельности; творческая природа
учителя).
2. Учитель и его роль в информационном обществе.
II. Проверка словарейПроводится фронтальный опрос по понятиям, которые
педагогическихрассматривались на предыдущей лекции.
Терминов
III. Изучение нового
Материала
1 ВОПРОС: Функции педагогической профессии.
В любом обществе учитель выполняет две функции:
- удовлетворяет образовательные потребности членов общества;
- выполняет культурно-просветительские функции.
3
Таким образом, учитель должен иметь двойную подготовку: человековедческую и специальную. Вершловский С.Г. считает, что за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая.
Адаптивнаяфункция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.
Гуманистическая - с развитием личности ребёнка, творческой индивидуальности.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое и общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали педагогов всех времен.
Известный педагог и деятель в области образования середины XIX века Фридрих Адолъф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика.
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель».
Мы можем назвать имена таких известных педагогов как Василий Александрович Сухомлинский, Шалва Александрович Амонашвили. Ниже приведено откровение учителя-гуманиста, грузинского психолога Ш.А. Амонашвили.
КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ
Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей, клянусь:
- любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца,
- быть им верным и преданным,
4
- следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности,
- быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях. Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
- о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности,
- о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества,
- об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка,
- об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком. Клянусь:
- не вредить детям,
- не вредить Ребенку.