Тема 18. Управление воспитательными и образовательными системами
Основные положения лекции
Управление образованием (УО) – как социальное явление. Первые научные трактаты по военному искусству и искусству управлением государством (задолго до н.э.). Конец XIX в. – начало XX в. – первые теории научного управления в промышленности, культуре, образовании. Современное состояние управления образованием. Основные условия перехода к профессиональному управлению образованием. Научно-обоснованные принципы управленческой деятельности. Функции управления: планирование, организация, контроль. Основные стили руководства – авторитарный, либеральный, демократический.
Управление школой, организация и руководство учебно-воспитательной работой. Лучшие директора школ (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, И.К. Новиков, В.А. Сухомлинский). Основы управления в вузе и в школе – принятие управленческих решений: организационно- административных, экономических, социально-психологических. Функциональная система управления в вузе (учебная часть, научная часть, хозяйственная часть).
Министерство образования и науки Российской Федерации, созданное от 09.03.2004 г. как федеральный орган исполнительной власти, его инфраструктура.
Вопросы для обсуждения
1. Главные составляющие инфраструктуры министерства образования и науки РФ.
2. Положительные тенденции развития в российской системе образования, двухуровневая система образования.
3. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.
4. Деятельность ученического самоуправления и общественных организаций в школе.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы.
2. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования.
3. «Педагогика для практика – глаза, позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает» И.Ф. Гербарт.
Практикум
В исследуемой школе проанализируйте следующие вопросы и сделайте отчет:
а) какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководства;
б) основные функции Совета школы и формы его деятельности;
в) функциональные обязанности директора школы и его заместителей;
г) содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.
Литература
1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.
2. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. – М., 1995.
3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2003.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Пед. общество России, 2002.
5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Гардарика, 2001.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2003.
7. Щуркова Н.И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.
Приложение 1.
Виды педагогической литературы
1. Историко-педагогическая
Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994;
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995;
Корчак Я. Педагогическое наследие. - М., 1990;
Как любить ребёнка. - М., 1990;
Пинский М.В. Пайдейя. - М., 1997;
От глиняной таблички до университета. - М., 1998.
2. Научно-педагогическая
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта. - М., 1995;
Метафоры и модели. - М., 1997;
Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой. В 2-х книгах. - М., 1993.
3. Научно-популярная
Миронов В.Б. Пир мудрецов. - М.,1994;
Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1991;
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989;
Ле Шанэ. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. - М., 1990;
Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. - М., 1993.
4. Учебно-педагогическая
Подласый И.П. Педагогика. Педагогика. - М., 1995, 1996;
Лиханев Б.Г. Педагогика. - М., 1997;
Стефановская Т.А. Педагогика как наука и искусство. - М., 1998;
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.
5. Педагогическая публицистика
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1990;
Соловейчик С. Час ученичества. - М., 1972;
Вечная радость. - М., 1986;
Педагогика для всех. - М., 1987.
Васильцова З.Л. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1989;
Журналы: Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО; Педагогика; Мир образования; Народное образование; Профессионал; Вестник образования, Учитель, Открытая школа и др.
6. Документы. Справочно-энциклопедическая и справочно-терминологическая литература
Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993 т. 1;
Семейное воспитание. Краткий словарь. - М., 1990;
Конвенция о правах ребёнка. - СПб., 1994;
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений. - М., 1995;
Инновационные учебные заведения в России. - М., 1991.
7. Художественно-педагогическая литература
Горланова Н., Букур В. Роман воспитания / Новый мир. 1995, №8, 9.
Приложение 2.
Приложение 3.