Задания для самостоятельной работы. 1.Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания одного из религиозных
1.Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания одного из религиозных философов Средневековья.
2.Подготовитьрассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.
3.Выполните конспект основных трудов мыслителей Средневековья и Возрождения из хрестоматии, отражающие особенности образования и воспитания в данный исторический период.
4.Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Выводы занесите в рабочую тетрадь.
Контрольные вопросы
1.Перечислите факторы, определившие социально-педагогическую мысль Средневековья.
2.Охарактеризуйте основные принципы и методы христианского воспитания.
3.Проанализируйте основные методы социального воспитания, характерные для католической церкви.
4.Какие изменения в социально-экономической жизни общества способствовали зарождению новых социально-педагогических взглядов?
5.Охарактеризуйте круг проблем, которые оказались в центре внимания гуманистов эпохи Возрождение.
Основная литература:
1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х. т-М., 1994.
2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
3.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. –М.,1989-1990.-Вып. 1.-Ч. 1-2.
4.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.
5.Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. – М., 1979.
6.Роттердамский Эразм. Похвала глупости. – М., 1991.
Дополнительная литература
1.Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. –М., 2000.
2.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. –М., 1994.
3.Корзо М.Л. Образ человека в проповеди XVII века. –М., 1999.
4.Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского. Открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Вивеса. –М., 1995.
Занятие 3. Развитие воспитания у восточных славян в Киевской Руси и в русском государстве (до конца XVII века.).
Вопросы для обсуждения
1.Народная педагогика славян и ее влияние на развитие средневекового образования на Руси.
2.Мысли о воспитании детей в семье в педагогических памятниках древнерусской литературы («Поучение отца сыновьям», «Домострой»).
3.Особенности христианской педагогики.
4.Забота о детях в истории России.
5.Основные направления в обучении и воспитании в Русском государстве.
6.Педагогические произведения С. Полоцкого и Е. Славинецкого.
Экспресс-опрос
1.Дайте характеристику основных путей воспитания в первобытнообщинном обществе у Восточных славян VI-IX вв..
2.В чем заключается высшая цель воспитания у Восточных славян.
3.Дайте характеристику основным направлениям в развитии воспитания в Киевской Руси
4.Что нового внесла в воспитание христианская педагогика?
5.Какие основные средства воспитания использовались в народной педагогике?
6.Назовите имена крупнейших русских просветителей XVIIв. Заполните таблицу:
Имя ученого | Название основных трудов | Основные педагогические идеи |
7.Каковы особенности воспитания детей в крестьянской семье до (XVIIв)?
8.В чем состоит вклад Владимира Мономаха в воспитание?
9.Что послужило лейтмотивом для открытия Киево-Магилянской академии?
10. В чем состоит вклад Епифания Славенецкого и Федора Ртищева в педагогику и воспитание?
Задания для самостоятельной работы
1.Законспектируйте исторические документы, отражающие заботу о детях, оставшихся без родителей.
2.Выпишите из «Русской правды» цитаты, определяющие условия опекунства.
3.Подготовьте рассказ об одном из просветителей Руси.
Основная литература:
1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.-М., 1985.
2.Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. –М., 1993.
3.Домострой. – СПб., 1992.
4.Латышина Д.И. История педагогики. –М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Социальная педагогика/ Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2001.
2.Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
Занятие 4. Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в.
Вопросы для обсуждения
1.Реформы Петра I в области просвещения.
2.Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.
3.Педагогические взгляды представителей русского просвещения XVIII в. на общественное воспитание.
4.Воспитательные дома при Екатерине II. Государственная политика защиты детей в XVIII в.
5.Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану императорского воспитательного дома».
Экспресс-опрос
1.Что повлияло на формирование светской педагогики данного периода?
2.Какие основные особенности церковного образования и воспитания?
3.Какие трудности возникли в развитии школ в XVIII в.
4.Кратко раскройте основные этапы становления высшей школы в России.
5.Какой вклад внес ПетрI в становление образования и социального воспитания в Российской империи?
6.Какие преобразования произошли в воспитании дворянских детей в XVIII в.
7.Назовите новые идеи педагогики и их реализация в воспитательно-образовательной деятельности в XVIII в.
8.Дайте характеристику отдельным учебным и воспитательным заведениям XVIII в.
9.Заполнте таблицу:
Имя ученого | Название основных трудов | Основные педагогические идеи |
Е.Дашкова И.И. Бецкой В.Н. Татищев М.В. Ломоносов. |