Задания для самостоятельной работы. 1.Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания одного из религиозных

1.Подготовить сообщение о взглядах на проблемы воспитания одного из религиозных философов Средневековья.

2.Подготовитьрассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.

3.Выполните конспект основных трудов мыслителей Средневековья и Возрождения из хрестоматии, отражающие особенности образования и воспитания в данный исторический период.

4.Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации. Выводы занесите в рабочую тетрадь.

Контрольные вопросы

1.Перечислите факторы, определившие социально-педагогическую мысль Средневековья.

2.Охарактеризуйте основные принципы и методы христианского воспитания.

3.Проанализируйте основные методы социального воспитания, характерные для католической церкви.

4.Какие изменения в социально-экономической жизни общества способствовали зарождению новых социально-педагогических взглядов?

5.Охарактеризуйте круг проблем, которые оказались в центре внимания гуманистов эпохи Возрождение.

Основная литература:

1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х. т-М., 1994.

2.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

3.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. –М.,1989-1990.-Вып. 1.-Ч. 1-2.

4.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.

5.Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. – М., 1979.

6.Роттердамский Эразм. Похвала глупости. – М., 1991.

Дополнительная литература

1.Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. –М., 2000.

2.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. –М., 1994.

3.Корзо М.Л. Образ человека в проповеди XVII века. –М., 1999.

4.Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского. Открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Вивеса. –М., 1995.

Занятие 3. Развитие воспитания у восточных славян в Киевской Руси и в русском государстве (до конца XVII века.).

Вопросы для обсуждения

1.Народная педагогика славян и ее влияние на развитие средневекового образования на Руси.

2.Мысли о воспитании детей в семье в педагогических памятниках древнерусской литературы («Поучение отца сыновьям», «Домострой»).

3.Особенности христианской педагогики.

4.Забота о детях в истории России.

5.Основные направления в обучении и воспитании в Русском государстве.

6.Педагогические произведения С. Полоцкого и Е. Славинецкого.

Экспресс-опрос

1.Дайте характеристику основных путей воспитания в первобытнообщинном обществе у Восточных славян VI-IX вв..

2.В чем заключается высшая цель воспитания у Восточных славян.

3.Дайте характеристику основным направлениям в развитии воспитания в Киевской Руси

4.Что нового внесла в воспитание христианская педагогика?

5.Какие основные средства воспитания использовались в народной педагогике?

6.Назовите имена крупнейших русских просветителей XVIIв. Заполните таблицу:

Имя ученого Название основных трудов Основные педагогические идеи
     

7.Каковы особенности воспитания детей в крестьянской семье до (XVIIв)?

8.В чем состоит вклад Владимира Мономаха в воспитание?

9.Что послужило лейтмотивом для открытия Киево-Магилянской академии?

10. В чем состоит вклад Епифания Славенецкого и Федора Ртищева в педагогику и воспитание?

Задания для самостоятельной работы

1.Законспектируйте исторические документы, отражающие заботу о детях, оставшихся без родителей.

2.Выпишите из «Русской правды» цитаты, определяющие условия опекунства.

3.Подготовьте рассказ об одном из просветителей Руси.

Основная литература:

1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.-М., 1985.

2.Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. –М., 1993.

3.Домострой. – СПб., 1992.

4.Латышина Д.И. История педагогики. –М., 1998.

Дополнительная литература:

1. Социальная педагогика/ Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2001.

2.Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

Занятие 4. Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в.

Вопросы для обсуждения

1.Реформы Петра I в области просвещения.

2.Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в.

3.Педагогические взгляды представителей русского просвещения XVIII в. на общественное воспитание.

4.Воспитательные дома при Екатерине II. Государственная политика защиты детей в XVIII в.

5.Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану императорского воспитательного дома».

Экспресс-опрос

1.Что повлияло на формирование светской педагогики данного периода?

2.Какие основные особенности церковного образования и воспитания?

3.Какие трудности возникли в развитии школ в XVIII в.

4.Кратко раскройте основные этапы становления высшей школы в России.

5.Какой вклад внес ПетрI в становление образования и социального воспитания в Российской империи?

6.Какие преобразования произошли в воспитании дворянских детей в XVIII в.

7.Назовите новые идеи педагогики и их реализация в воспитательно-образовательной деятельности в XVIII в.

8.Дайте характеристику отдельным учебным и воспитательным заведениям XVIII в.

9.Заполнте таблицу:

Имя ученого Название основных трудов Основные педагогические идеи
Е.Дашкова И.И. Бецкой В.Н. Татищев М.В. Ломоносов.        

Наши рекомендации