Учебно-исследовательского задания 4.1

Дата_______________________

Задание____________________

___________________________

ФИО испытуемого___________

Предмет (ситуация) общения__

Таблица

Выводы

Пояснение к заданию.Прежде чем приступить к выполнению данного задания, внимательно прочитайте в специальной литературе главы, посвященные психологии общения и межличностных отношений. Помните, что под коммуникативной компетентностью понимается способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

При анализе результатов имейте в виду, что общий итоговый показатель может находиться в диапазоне от 6 до 24 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень коммуникативной компетентности. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки коммуникативной компетентности: до 12 баллов – низкий уровень, 13 – 18 баллов – средний уровень, 19 и более баллов – высокий уровень.

Изучите методику проведения эксперимента и подготовьте необходимый материал.

Учебно-исследовательское задание 4.2

«ПОЗНАЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА»

(САМООЦЕНКА ВЛАДЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СТОРОНОЙ

КОММУНИКАЦИИ)

Цель.Выявление способностей восприятия, умения реально оценивать поведение окружающих.

Задание. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже в опроснике утверждений и обведите в кружок выбранный Вами вариант ответа. Выбор варианта утверждения сделайте быстро, долго не раздумывая.

Опросник

№ п/п Утверждения (с вариантами ответов) Балл
Люди, которые придают большое значение соблюдению правил поведения и никогда не отказываются от вежливого тона: а) вежливые; б) воспитанные; в) неискренние, потому что скрывают истинные проявления характера  
Вы знаете супругов, которые никогда не ссорятся, и считаете, что они: а) счастливы; б) равнодушны друг к другу; в) не доверяют один другому  
Вы встречаетесь с человеком впервые, и он сразу начинает рассказывать анекдоты. В этом случае Вы думаете, что он: а) шутник; б) чувствует себя неуверенно и таким образом пытается преодолеть свое состояние; в) хочет произвести хорошее впечатление  
Вы говорите с кем-либо на тему, интересующую обоих. Собеседник сопровождает разговор нервными движениями руки, жестикуляцией. Вы убеждены, что: а) это выдает его внутреннее напряжение; б) он очень устал; в) он неискренен  

Окончание таблицы



Вы решили узнать получше кого-либо из своих знакомых. Считаете, что для этого полезнее всего: а) оказаться с ним в одной компании; б) понаблюдать, как он работает; в) увидеть его в затруднительном положении  
Вы находитесь в ресторане с человеком, который дает большую сумму на «чай», и убеждены, что он: а) хочет произвести впечатление; б) хочет заработать уважение обслуживающего персонала; в) широкая натура  
Вы знаете многих людей, которые никогда не начинают разговор первыми, и считаете, что они: а) скрытны и нарочно не хотят разговаривать; б) застенчивы; в) мнительны и не считают нужным говорить с вами  
Вы считаете себя физиономистом. По Вашему мнению низкий лоб свидетельствует о том, что человек: а) глуповат; б) твердолобый; в) ничего особенного это не значит  
Если человек не смотрит в глаза собеседнику, Вы считаете, что он: а) страдает комплексом неполноценности; б) неискренен; в) рассеян  
Если что-либо случается, некоторые люди постоянно заявляют, что они это предвидели и потому ничего не предпринимали. Вы считаете, что они: а) особенно интересные личности; б) чувствуют себя не очень уверенно и потому защищаются таким образом; в) ничем не хотят себя обременять  
Вы знаете человека, материально хорошо обеспеченного, но всегда покупающего самые дешевые вещи. Считаете, что он: а) скромен; б) бережлив; в) скуп  
Наверное, Вам доводилось судить о других по внешнему виду. На Ваш взгляд, полные люди: а) симпатичнее других, потому что веселы и добросердечны; б) совсем не симпатичны, потому что ленивы и бесцеремонны; в) они такие же как и все остальные – встречаются самые разные люди  
Сумма баллов =

Обработка результатов

Обработайте Ваши ответы с помощью ключа, приведенного ниже, за каждый ответ присваивая 1, 2 или 4 балла и проставляя балл в опроснике в графе справа. Затем, путем суммирования, подсчитайте общий балл владения Вами перцептивной стороной коммуникации.

Ключ

Вариант ответа Номер вопроса
а
б
в

Соотнесите полученный результат с характеристикой уровней владения перцептивной стороной коммуникации.

Характеристика уровней владения

Перцептивной стороной коммуникации

Баллов и более.

Для Вас составить мнение о человеке проще простого. Стоит только взглянуть на него, и Вы уже знаете, что он собой представляет. И тут же сообщаете, что о нем думаете (ибо убеждены, что не ошибаетесь). Этим вы никогда не заслужите ничьей благодарности. Вы не всегда правы в своих оценках. Да и разумно ли говорить человеку, что Вы о нем думаете? Вряд ли Вы кого-либо измените. Или, может быть, Вам хочется показать, что никто не сможет водить Вас за нос? Едва ли это так уж умно.

Баллов.

Вы умеете правильно оценивать ситуацию, наверное, хорошо разбираетесь в людях. Из Вас вышел бы отличный психолог. Обладаете Вы и еще одним качеством: не поддаваться чужому мнению. Предпочитаете составить собственное мнение о человеке. Это так необходимо руководителю. Убедившись, что обманулись, Вы признаете свою ошибку. А это вообще редкость!

Баллов.

Вы никогда не уверены в своем мнении и меняете его в зависимости от услышанного о человеке. Из-за этого наблюдательность притупляется еще больше и чаще всего Вы не в состоянии самостоятельно оценить окружающих. Вам мешает неуверенность в себе. Больше полагайтесь на личный опыт, чем на утверждения других.

Баллов и менее.

Вы готовы с ходу поверить кому бы то ни было. Вы чересчур доверчивы и судите о людях по тому, улыбаются ли они и хорошо ли относятся к Вам. Если оказывается, что Ваша оценка была ошибочной, очень удивляетесь. Это настоящая трагедия для Вас и для Ваших подчиненных (если они есть). Научитесь сначала взвесить все «за» и «против» и только после этого высказывать свое мнение. Не бойтесь со временем его изменить, но только на основании собственного опыта. Очень серьезно взвешивайте свои слова, когда вам предстоит высказываться.

Сделайте выводы об уровне владения Вами перцептивной стороной коммуникации, постарайтесь соотнести их с Вашей будущей профессиональной деятельностью, наметьте пути развития в себе данного качества.

Занесите все в протокол.

Протокол

Наши рекомендации