Глава 1. характерные черты условий работы
КФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Е.В. Боченкова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Методическое пособие для студентов очной формы обучения
всех специальностей
Краснодар, 2005
Настоящее пособие по физической культуре разработано на кафедре гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».
Цель данного пособия – сформировать основы профессионально-прикладной физической подготовки.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей, заинтересованных в профессиональном росте за счет физической культуры и спорта, способствующих достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
КФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Е.В. Боченкова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Методическое пособие для студентов очной формы обучения
всех специальностей
Краснодар, 2005
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время физическое воспитание в вузах осуществляется на основе учебной программы дисциплины «Физическая культура», которая рекомендована Министерством образования России и соответствует Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по определенным направлениям. Однако ее содержание ориентировано, прежде всего, на решение задач общей физической и двигательной подготовки. Содержание же раздела профессионально-прикладной подготовки (ППФП) передано для самостоятельной разработки кафедрами физического воспитания вузов (Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов, 2000).
Поэтому цели физического воспитания претерпели изменения за последние годы. На смену идеи о всеобщем и гармоничном развитии человека пришло понимание того, что физическое воспитания должно создавать условия для развития способностей каждого индивида в той или иной сфере посредством физических упражнений. То есть цель физической культуры становится средством достижения более глобальной цели в рамках высшего учебного заведения, а именно - подготовки высококвалифицированного специалиста.
Физическое развитие в процессе систематических занятий физическим воспитанием неизбежно сопровождается развитием личностных особенностей человека. Исходя из понимания важности двигательной активности для развития личности, педагогические возможности физического воспитания можно распределить по 5 направлениям: 1) физическая культура, спорт формируют важную область незаменимого и специфического жизненного опыта и основ мировосприятия; 2) они обеспечивают сохранение и укрепление здоровья; 3) эстетическое содержание физической культуры, спорта (грация, естественность); 4) их значение (следует рассматривать очень детализировано) для личности и общества (честность и порядочность, уверенность в своих силах, общительность, коммуникабельность, социально корректное поведение, дисциплина); 5) игровое значение физического воспитания (спонтанность, мышечная радость, бескорыстность).
Хотя эти направления находятся в тесной взаимосвязи, повышенное внимание уделяется значению физического воспитания в процессе формирования личности, ее мотивам, убеждениям, потребностям, ценностям в сфере физической культуры.
Не требует доказательств тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию таких качеств как память, внимание, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию человек усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и тому подобное, что положительно сказывается на умственном развитии индивидуума. Другими словами, физические упражнения располагают образовательными возможностями, не только в двигательной сфере, но и в интеллектуальной. Их реализация зависит, в том числе, и от физического образования. Это процесс обучения человека двигательным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями по использованию средств физической культуры и спорта. С понятием образования связан образ гармоничного, стремящегося к всеобъемлющей полноте и целостности развития возможностей человеческой личности.
Однако на фоне больших потенциальных возможностей эмоционально-интеллектуального развития в области телесного сознания наблюдается низкий содержательный компонент данной области физического воспитания в целом.
Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности.
Целью профессионально-прикладной физической подготовки является формирование психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо создать предпосылки и готовность:
- к ускорению профессионального обучения;
- к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
- к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
- к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
- к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
В связи с этим профессиональная направленность физического воспитания становится одной из основных подсистем культуры в виде профессионально-прикладной физической культуры, задачи которой - формировать специально-прикладные знания, качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к эффективной профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УСЛОВИЙ РАБОТЫ