Отношение к окружающему меру и к себе
- Гражданское воспитание - формирование отношения к себе самому как представителя определенного гражданского общества.
- Правовое воспитание – формирование готовности соблюдать законы и подзаконные акты – формирование правопослушное поведение.
- Экономическое воспитание (на равно изучению экономике).
- Экологическое воспитание – сформировать осознания человека того, что он живет в природе.
- Эстетическое воспитание – формирование готовности строить всю свою жизнь по законам красоты.
- Физическое воспитание – готовность выдерживать сверхнагузки.
- Половое воспитание – воспитание сексуальной безопасности, вопросы связанные с насилием, формирование готовности к будущей семейной жизни.
- Умственное воспитание – формирование культуры мышления.
- Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание.
- Религиозное воспитание.
Принципы воспитания
- общее исходное положение, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Все принципы обязательны, реализуются в комплексе и равнозначны.
1. принцип общественной направленности воспитания – воспитатель строит свою деятельность в соответствии с государственной стратегии воспитания и направляет ее на формирования социально необходимого типа личности.
2. связь с жизнью и трудом – ориентирует человека к будущей жизни.
3. опора на положительное воспитание – педагог обязан выявлять положительное в воспитаннике и опираясь на это хорошее и развивать другие недостаточно сформированные качества.
4. гумманистичность – безусловный отказ от телесных и других, унижающих честь и достоинства человека, наказания. Уважение прав и свободы человека. Предъявление воспитаннику пассивных и разумно сформулированных требования. Доведение до сознания человека целей его воспитания. Ненасильственное формирование требуемых качеств личности.
5. личностные подход – воспитатель обязан постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности, черты характера, взгляды, вкусы и привычки воспитанника, уметь диагностировать уровень воспитанности, сочетать воспитание с самовоспитанием, развивать самостоятельность и инициативу. Воспитатель должен действовать с опережением, поскольку в детском подростковом возрасте формирование личности происходит в быстром темпе. Учет возрастных особенностей.
6. Принцип координации усилий школы, семьи и общественности.
Формы воспитания.
Основное деление проходит по количеству детей. По количеству выделяют:
- индивидуальные формы воспитания
- Групповые формы (7-25)
- коллективные (25-40)
- массовые.
При увеличении количества воспитанников, качество резко снижается. На индивидуальные формы воспитания требуется большое количество воспитателей.
Воспитание в коллективе – отношение к коллективу менялось. В советской педагогике класс считался не столько субъектом воспитания, сколько средой, в которой происходит формирование отдельной личности и дисциплинарным средством воздействия на личность. В настоящее время коллектив расценивается исключительно как среда, в которой человек должен раскрыть свои лучшие качества.
Признаки коллективов:
1. Общее социально-значимая цель – цель совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.
2. Общая совместная деятельность.
3. Особый психологический климат – взаимопомощь.
Педагогическое руководство коллектива.
Правила руководства:
1. Не подавлять, а направлять, не командовать, а сотрудничать.
2. Опираться на других учителей.
3. Менять тактики руководства.
4. Не допускать формализма.
5. Распределять получения на основе возможностей и интересов самих учеников.
6. Создавать временные микроколлективы.
7. Вмешиваться в случаи неблагоприятного стечения внутриколлективных отношений.
Методы воспитания:
Прием – часть метода.
1. Метод упражнения, метод поощрения и метод наказания.
2. Методы убеждения, метод организации деятельности, методы стимулирования поведения школьников.
3. Объяснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные методы, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства.
Выбор метода: должны быть учтены цели и задачи, возрастные особенности, уровень сформированности коллектива, некоторые личностные особенности воспитанника, условия воспитания, средства воспитания, уровень квалификации воспитателя, время воспитания (чем меньше время, тем более сильнодействующие методы применяются), ориентация на ожидаемый результат.
Стили педагогического общения
1. Авторитарный
-Скрытая-опосредованная авторитарность
-Демогогическая авторитарность
- либеральная автритарность
2. Демократический тип – очень творческий человек, постоянно в поиске, всегда новые работы.
3. Либеральный.
- Конформиский - с кем общается, тому мнению и прислушивается.
- невмешательский