Тесты для самопроверки по 2 разделу курса
1. Наименьшая единица в системе биологического вида с совокупностью всех присущих ей физических, социальных, психологических качеств, сохраняющая о человеке информацию во времени.
а) индивид б) субъект в) личность
2. Уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
а) талант б) индивидуальность в) перцептивность
3. Переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, обусловленный прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития .
а) скачок б) катарсис в) возрастной кризис
4. Основатель психоанализа
а) К. Юнг б) З.Фрейд в) К. Роджерс
5. Кто ввел термин «кллективное бессознательное»?
а) А. Адлер б) З. Фрейд в) К.Г. Юнг
6. Человек, поведение которого характеризуется мечтательностью, ранимостью, замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.
а) холерик б) меланхолик в) сангвиник
7. Тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью, быстрой реакцией и устойчивой психикой.
а) сангвиник б) флегматик в) меланхолик
8. Тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и истощенности.
а) меланхолик б) сангвиник в) холерик
9. Тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями.
а) флегматик б) меланхолик в) сангвиник
10. Социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и межличностные взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
а) фирма б) коллектив в) корпорация
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 11. Общепсихологические теории общения и деятельности.
Психологическая теория общения. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Формальное и неформальное общение. Трансактный анализ общения.
Понятие о деятельности. Цель и мотивы деятельности. Структура деятельности. Механизмы психомоторики. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Особенности и строение видов деятельности. Понятие о профессиограмме. Профессиограмма менеджера, коммерсанта, юриста.
Контрольные вопросы:
1. Что такое общение?
2. В чем разница между формальным и неформальным общением?
3. Чем может помочь в общении знание идей трансактного анализа Э. Берна?
4. В чем заключаются системные представления о деятельности?
5. Как связаны деятельность и сознание?
6. Расскажите об основных элементах деятельности?
7. Что такое творчество как вид деятельности?
8. Что такое профессиограмма?
Перечень основных понятий
интерактивный перцептивный коммуникативный трансактный анализ знания | структура деятельности мотивы цели действия задача умения | профессиограмма игра учение труд навыки |
Тема 12. Виды, формы и механизмы общения. Стадии общения.
Виды и формы общения. Стили общения. Понятие о межличностном общении, его основные хаpактеpистики и отношение с дpугими видами общения. Основные механизмы межличностного общения. Основные закономеpности.
Стадии установления межличностного контакта. Психологические особенности каждой стадии. Позиции восприятия партнеров по общению. Логические уровни общения. Ведущие репрезентативные системы обработки информации.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные виды и компоненты общения.
2. Что такое логические уровни в общении?
3. Назовите и объясните позиции восприятия партнера в общении.
4. Назовите основные типы поведения в конфликте.
5. Какие стили общения вы знаете?
6. Как связаны между собой виды общения и типы поведения в конфликте?
Перечень основных понятий
виды общения формы общения стили общения «блеймер» «плакатор» «компьютер» «дистрактор» глазные стратегии | межличностное межгрупповое репрезентативная система модальность логический уровень невербальная речь событие | позиция восприятия физиологические реакции вербальная речь отзеркаливание присоединение подстройка ведение |
Тема 13. Психологические закономерности преодоления
Барьеров в общении.
Понятие о барьерах в общении. Причины образования барьеров в общении. Понятие о глубинной и поверхностной структуре сообщения. Лингвистические закономерности и их роль в организации эффективного общения. Язык жестов.
Контрольные вопросы:
1. Что такое барьеры в общении?
2. Какие виды барьеров в общении вы знаете?
3. Что такое поверхностная структура сообщения?
4. Почему поведение является самым слабым звеном в передаче сообщения?
5. Когда происходит несовпадение вербального и невербального языков?
Перечень основных понятий
биологический эстетический психологический социальный нравственный духовный | конгруэнтность предикаты синтаксис речи синтаксис жеста пресуппозиции номинализации | намерение значение поведение референтный индекс неспецифические глаголы |
Контрольное задание
1. Опишите наиболее часто встречающиеся ошибки в общении.
2. Почему «мы хотим как лучше, а получаем, как всегда»?
3. Какая позиция восприятия партнера самая удобная?
Дополнительная литература по разделу:
1. Трансформация личности. Под ред. О. Ксендзюк – Одесса. 1995.
2. Жмыриков А.Н. Психология профессионального общения. – Н. Новгород: НКИ, 1997.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1989.
4. Пиз А. Язык телодвижений. – Н.Новгород: Ай-Кью, 1992.
5. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. – М.: ТОО «Класс», 1993.