Исследовательское задание
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.
Всю свою деятельность с родителями классный руководитель организует через классный родительский комитет, а также через учителей, работающих в данном классе.
Здесь особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям учащимся, изучению школьников. Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей.
Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Одним из основных его принципов в работе с родителями является опора на положительные личные качества родителей в семейном воспитании.
Семейная педагогика обладает рядом преимуществ перед воспитательной деятельностью классного руководителя: родительская любовь, интимность отношений, возможность использовать в воспитательных целях совместный досуг и др.
Классный руководитель знакомит родителей с путями более полного использования этих преимуществ семейного воспитания.
Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы:
o особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников);
o взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться;
o санитарно-гигиенический режим школьника в семье;
o акселерация и ее влияние на воспитание учащихся;
o организация досуга детей в семье и т.д.
Советский педагог и писатель Макаренко Антон Семенович разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.
Особое внимание А.С. Макаренко уделил роли состава семьи. Взгляды по этому вопросу изложены в педагогической статье «Общие условия семейного воспитания». Он отмечает важную роль структуры семьи и доказывает, как болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе.
Следующий вопрос, на который А.С. Макаренко обратил самое серьезное внимание - это вопрос о цели воспитания в семье.
В лекциях о воспитании детей Антон Семенович указывает на важность воспитания дисциплины у ребенка. Прежде всего, он утверждает мысль о том, что каждый родитель сможет выработать такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи.
В своей статье он показывает, что в некоторых семьях часто свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Режим не может быть постоянным по своему характеру, именно потому, что является только средством воспитания.
Вторым важным свойством каждого режима А.С. Макаренко отмечает его определенность.
В своей статье А.С. Макаренко подчёркивает, что режим в семье обязательно должен касаться следующих частностей: точно должно быть установлено время вставания и время отхода ко сну, должны соблюдаться правила аккуратности, чистоты и порядка. Каждый ребенок с самого раннего возраста должен уметь вести себя за столом, уметь пользоваться уборной, умывальником, ванной, электрическим светом. Строгому режиму должно подчиняться распределение рабочего времени ребенка, что особенно важно, когда он начинает ходить в школу.
Чрезвычайно важным А.С. Макаренко считает вопрос о форме режимных отношений между родителями и детьми. В той области, где дело касается режима, неуместны ни ласка, ни беседа, ни уступчивость. Здесь он рекомендует единственную и лучшую форму – распоряжение.
Рекомендации А.С. Макаренко по отдаче ребёнку распоряжений:
1 Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание.
2 Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
3. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
4 Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя.
В своих лекциях о воспитании детей в статье «Семейное воспитание» Антон Семенович уделяет внимание важности воспитания ответственности у ребёнка.
А. С. Макаренко – педагог-новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами, детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).
Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т.п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
Используемая литература
1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002.
2. Лихачев Б.Т. – Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. -4-е изд., перераб. И доп.-М.: Юрайт, 2000.
3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников – М.,1998г
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995.№4.
5. Агутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996. - №2/.
6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. « Психологический справочник учителя».
7. Макаренко А.С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т. – М., 1984. Т. 4
8. Макаренко А.С., Из лекций «О воспитании детей. Дисциплина», Педагогические соч.: В 8 т. – М., 1984. Т 4
9. Макаренко А.С., Из лекций «О воспитании детей. Семейное воспитание», Педагогические соч.: В 8 т. – М., 1984. т. 4
10. Макаренко А.С. «О воспитании» Москва,1988