Экзамен – собеседование по вопросам билета (Модуль 3, 4)
Примерные вопросы для экзамена по Модулю 3
«История образования и педагогической мысли»
- Этапы становления педагогической науки. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли».
- Основные модели воспитания и образования человека: общая характеристика.
- Особенности воспитания человека в первобытном обществе.
- Системы воспитания и образования в Античном мире (Афины, Спарта, Рим).
- Воспитание и школа в эпоху раннего Средневековья.
- Средневековые университеты и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Педагогическая система Я. А. Коменского (принципы и правила обучения, система школ, классно-урочная система организации обучения).
- Я. А. Коменский о цели воспитания и сущности образования человека. Историческое значение педагогического учения Я.А. Коменского.
- Сущность системы индивидуального воспитания Дж. Локка.
- Теория «свободного воспитания» Ж. -Ж. Руссо.
- Педагогическая система И. Г. Песталоцци. Сущность теории «элементарного образования».
- Педагогическая теория И. Ф. Гербарта. Структура процесса воспитания.
- Ф. А. В. Дистервег о цели и общих принципах воспитания, о единстве формального и материального образования.
- Филантропическая теория и практика Р. Оуэна.
- Зарубежные педагогические теории конца Х1Х – сер. ХХ вв. (Г. Кершенштейнер, Р. Штайнер, А. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи).
- Воспитание и школа в Древней Руси и Московском государстве (Х – ХVП вв.).
- Просветительские реформы Петра 1 и их сущность.
- Сущность воспитания в эпоху «просвещенного абсолютизма». Школьная реформа конца ХVШ века.
- Система образования в России в первой половине Х1Х в. (реформа и контрреформа).
- Общечеловеческие идеи воспитания и образования человека (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой).
- К. Д. Ушинский – основоположник российской школы научной педагогики.
- Система образования в России во второй половине Х1Х века (реформа и контрреформа).
- Развитие российского образования в конце Х1Х – начале ХХ вв. Движение «новая педагогика». (П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев, П. В. Вахтеров, К. Н. Вентцель).
- Становление советской школы и педагогики (1917 – 1930 гг.).
- Развитие советской системы образования (1931 – 1953 гг.) Сущность концепции «советской классовой школы».
- Система воспитания коллективом А. С. Макаренко.
- Развитие советской школы и образования в период «оттепели» (1954-1964 гг.). Советская педагогическая наука и образование в 1965 – 1985 гг. (период стагнации).
- Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского.
- Педагогическая наука и опыт педагогов-новаторов в 70-80-х гг. ХХ в. (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин и др.).
- Основные тенденции развития и принципы реформирования системы образования в конце ХХ - начале XXI в.
Примерные вопросы для экзамена по Модулю 4
«Практическая педагогика»
- Сущность понятий «управление» и «менеджмент». Структура и функции управления образовательными системами.
- Государственное управление образовательными системами. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
- Принципы, формы и методы управления образовательными системами.
- Понятие «организация» и «система». Классификация систем. Виды организаций.
- Школа как педагогическая система и объект управления.
- Сущность понятий «новация», «инновация», «инновационный процесс», «научно-технический прогресс». Особенности инновационных процессов в образовании.
- Стили управленческой деятельности и особенности управленческого взаимодействия.
- Особенности управления трудовыми ресурсами образовательного учреждения. Управленческая культура руководителя.
- Педагогический и ученический коллективы как субъекты и как объекты педагогического управления и руководства.
- Формы и способы повышения квалификации работников школы. Методология аттестации педагогов.
- Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий: методика, техника, технология. Взаимосвязь педагогической технологии с педагогическим мастерством.
- Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные).
- Особенности дидактических и воспитательных задач. Основные этапы решения педагогических задач.
- Технология конструирования педагогического процесс.
- Педагогическая диагностика: функции, принципы, уровни.
- Педагогическое прогнозирование и его сущность.
- Сущность и особенности педагогического проектирования.
- Технология планирования и подготовка воспитательного мероприятия. Планирование работы классного руководителя.
- Технология организации учебно-познавательной деятельности.
- Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).
- Сущность и реализация технологии педагогического общения.
- Педагогически целесообразные взаимоотношения в образовательном процессе и технология их установления.
- Методы психолого-педагогической диагностики: краткая характеристика.
- Технология и этика организации психолого-педагогического исследования.
- Виды педагогических технологий: общая характеристика.
- Информационные, компьютерные и мультимедиа технологии, их взаимосвязь и особенности применения в образовательном процессе.
- Использование метода проектов в современном обучении.
- Диагностика семьи и формы работы с семьей в образовательном учреждении.
- Диагностика воспитательных возможностей школьного коллектива.
- Моделирование и конструирование в образовании: сущность и виды.