Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания
для студентов заочной формы обучения
Составители:
О.А. Жученко
О.В Кубашева
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 159.9+37(078)
ББК 88+74я73-9
П 86
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 3 от «04» июня 2014 г.
Рецензент:
О.Г. Долговых – к.пед.н., доцент кафедры ЭТСХП
Составители:
О.А. Жученко – ст. преподаватель кафедры философии
О.В. Кубашева — ст. преподаватель кафедры философии
П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов заочной формы обучения / сост. О.А. Жученко, О.В. Кубашева. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 34 с.
Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика».
Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы, тематику лекционных и семинарских занятий, темы контрольных работ, практические задания, вопросы для зачета, приложения.
Методические указания рекомендованы для студентов заочной формы обучения направлений подготовки бакалавр.
УДК 159,9+37(078)
ББК 88+74я73-9
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014
© Жученко О.А., Кубашева О.В., сост., 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 8
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.. 9
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 20
ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 23
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА.. 28
ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ. 32
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров.
Изучение психологии и педагогики способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни.
Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.
Цельизучения данной дисциплины:
· формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности,
· повышение общей и психолого-педагогической культуры,
· повышение мотивации в изучении указанных наук,
· вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности.
При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи:
· сформировать компетенции личностного самосовершенствования;
· овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;
· развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;
· ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики;
· научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;
· усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов;
· усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;
· сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
· повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.
Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности.
В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
· знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии;
· владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
· способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
· стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· место психологии и педагогики в системе научного познания;
· основные категории и понятия психологической науки;
· современные теории личности;
· основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп;
· общее и индивидуальное в психике человека;
· основы теории мотивации;
· систему образования в России и мире;
· основные принципы и методы воспитания;
· виды и формы обучения.
Студент должен уметь:
· применять знания на практике;
· учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности;
· поддерживать психическое здоровье;
· развивать познавательные процессы;
· анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки;
· устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения;
· разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье;
· управлять собственной мотивацией.
Студент должен владеть:
· понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук;
· навыками развития познавательных процессов;
· навыками самоанализа и самопознания;
· механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния;
· техникой и приемами общения;
· навыками самовоспитания и самообучения;
· способами саморегуляции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для того чтобы успешно подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:
1. Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, тесты для проверки компетенций, написать сообщение преподавателю.
2. Выяснить в словаре значения непонятных терминов.
3. Усвоить основные закономерности развития личности.
4. При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.
5. Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда.
6. Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.
7. Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.
8. Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.