Снигирева Наталья Ивановна
Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования
Подготовил воспитатель
Средней группы «Березка»
ГБДОУ № 56 Фрунз.р-на г.СПб
Снигирева Наталья Ивановна
В наш с вами век новых технологий и очень быстрого прогресса, век совершенствования таких наук, как социология и психология, человечество все больше и больше стремится пересмотреть свои взгляды на многие сферы своей жизни. А одна из наиболее важных сфер – это образование. Именно в этой сфере мы можем наблюдать за изменениями. Ведь каков главный вопрос самого метода образования – как повысить эффективность обучения?
Конечно, необходимо саму методику преподавания адаптировать под способности и стремления каждого ребенка или группы детей, которые схожи по определенным критериям. Именно это и есть цель, которую определяет для себя инклюзивное образование.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. 3 ст. 2 Закона). В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать «гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (п.6 ст. 5 Закона). В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование и воспитываться в группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения , и с умственной отсталостью.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН с 13 декабря 2006 года. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Руководящие принципы Конвенции лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей: «Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимость. 1. Недопущение дискриминации. 2. Полная и эффективная интеграция в общество. 3. Уважение различий и принятие инвалидов, как часть человеческого многообразия и гуманности. 4. Равенство возможностей. 5. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение прав детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность». Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации. Цель настоящей конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также а поощрении уважения присущего им достоинства. (статья 1). Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конституции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4). Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5). Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отдалены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).
Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, принятой правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «…ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.