Основные положения лекции
Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ.
Исторические и современные тенденции развития содержания образования.
Сущность «содержание образования» – содержательная сторона образования в единстве с процессуальной стороной.
Источники содержания образования – культура или социальный опыт:
- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – знаний;
- опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – умений и навыков;
- опыт творческой деятельности, в форме проблемных ситуаций;
- опыт эмоционально-ценностных отношений.
Документы, определяющие содержание образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия.
Три составных компонента государственного образовательного стандарта: федеральный, национально-региональный и локальный (местный).
Вопросы для обсуждения
1. Основные исторические и современные тенденции развития содержания образования.
2. Анализ основных образовательных документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.
3. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.
4. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся.
5. Принципы формирования содержания образования:
а) основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
б) преемственность и непрерывность образовательного материала;
в) интегративность, междисциплинарность изучаемых курсов;
г) связь учебного материала с практикой;
д) общеобразовательный характер учебного материала.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Содержание «Школы жизни» Ш. Амонашвили.
2. Содержание трех «О» Е.Н. Ильина: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
3. Диагностика обучаемости и обученности.
Практикум
В подшефной школе (на примере одной дисциплины) сделайте анализ следующих документов: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Отметьте соответствие и выполнение основных принципов формирования содержания образования. Оформите отчет.
Литература
1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.
2.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
3.Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986.
4. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
5.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
6.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
7.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
8.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
Тема 13. Методы, организационные формы и средства обучения
Основные положения лекции
Методы обучения, как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Классификация методов обучения на основе выделения источников передачи содержания образования.
Словесные методы – источником знания является устное или печатное слово, эти методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Наглядные методы – источником знаний является наблюдаемые предметы, явления наглядные пособия, эти методы подразделяются на метод иллюстраций и метод демонстраций. Практические методы – источником знаний и умений являются практические действия, это: упражнения, лабораторные, практические работы.
Педагогическая форма как устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Формы организации обучения:
1. Урок, лекция, зачет, консультация, практика и др.;
2. Формы индивидуальной, групповой и коллективной организации деятельности обучаемых;
3. Формы индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы;
4. Другие формы организации обучения: учебные экскурсии, факультативные занятия;
5. Формы внеклассной учебной работы (предметные кружки и научные общества, олимпиады, конкурсы, выставки технического творчества).
Представление о педагогических средствах как материальных объектах, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса в виде: учебно-лабораторного оборудования, учебно-производственного оборудования, учебно-наглядных пособий, дидактической техники, компьютерных классов; организационно-педагогических средств (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и др.).
Семинарское занятие №7
1. Предложите разнообразные приемы педагогической работы, систему методов обучения и активизации познавательной деятельности обучаемых; подберите нетрадиционные формы обучения, организационные системы и средства обучения.
2. Аттестационная работа №1.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Методы самостоятельной работы.
2. Методы проверки и оценки знаний.
3. Нестандартные, инновационные формы работы.
4. Современные средства обучения, их применение на практике.
Практикум
Сделайте анализ и сравните: какое количество времени Вам необходимо затрачивать на свою внеаудиторную учебную работу с точки зрения всех изученных правил и требований к ее организации в течение недели. Составьте подробную хронологию реального количества времени, которое уходит у Вас на самоподготовку? (для справки: обязательные занятия в библиотеке должны составлять не менее 2 часов в неделю).
Литература
1. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация обучения. – М., 1960.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990..
7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
10. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1998.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.
13. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.