Раздел 3. «Теория обучения»
Перечень тем контрольных работ
По дисциплине «Педагогика»
Семестр (1 Сессия)
Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность»
1. Сущность и происхождение педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.
2. Особенности и виды педагогической деятельности.
3. Педагог как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
4. Личность педагога. Требования к личности педагога в работе с детьми.
5. Педагогическое мастерство педагога. Различные подходы к определению понятия «педагогическое мастерство», его составляющие.
6. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
7. Теоретические умения педагога, их содержательная характеристика: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.
8. Содержание практической готовности педагога: организаторские, информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные умения педагога.
9. Содержание коммуникативных умений педагога, их структура: перцептивные умения, умения собственного общения, умения и навыки педагогической техники.
10. Общение как условие педагогической деятельности. Индивидуальный стиль общения.
11. Стили, виды и средства педагогического общения.
12. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания педагога.
13. Профессиональная этика педагога.
14. Общая и педагогическая культура педагога, их взаимосвязь. Основные компоненты педагогической культуры.
15. Образование как основная сфера педагогической деятельности.
Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.
16. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.
17. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления.
18. Этапы становления профессиональной деятельности педагога.
19. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
20. Карьера педагога.
Раздел 2. «Общие основы педагогики»
21.Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки.
22. Педагогика в системе наук о человеке, ее связь с другими науками.
23. Основные категории педагогики, их сущность.
24. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
25. Проблема личности как педагогическая проблема. Личность ребенка как объект и субъект воспитания.
26. Социализация, его сущность и стадии.
27. Факторы социализации и формирования личности.
28. Педагогический процесс, его сущность.
29. Образование как социально-исторический феномен и педагогический процесс.
30. Понятие методологии педагогической науки. Уровни методологического знания.
31. Научное исследование в педагогике, его признаки и виды.
32. Логика психолого-педагогического исследования. Основные этапы психолого-педагогического исследования.
33. Понятийный аппарат психолого-педагогического исследования, его характеристика.
34. Технология работы с литературными источниками: техника поиска, отбора, чтения и фиксации информации.
35. Теоретические методы исследования: конспектирование, рецензирование, аннотирование, реферирование, цитирование, составление тезисов и библиографии.
36. Наблюдение в педагогическом исследовании, его виды, организация, проведение, достоинства и недостатки.
37. Эксперимент в педагогическом исследовании, его виды. Требования к организации, достоинства, недостатки.
38. Анкетирование как метод сбора информации в педагогическом исследовании. Виды анкет.
39. Интервьюирование в педагогическом исследовании.
40. Беседа как основной и дополнительный метод в педагогическом исследовании. Достоинства и недостатки метода.
41. Тестирование в педагогическом исследовании, его виды. Технология построения тестов; основные требования к построению тестов. Виды педагогических тестов.
42. Методы изучения документации и анализ продуктов деятельности дошкольников.
43. Применение математических методов в психолого-педагогических исследованиях.
44. Использование заимствованных методов в педагогике. Социометрия в научно-педагогическом исследовании.
45. Проективные методы изучения дошкольников. Типы проективных техник, их специфика.
Раздел 3. «Теория обучения»
46. Дидактика как педагогическая теория обучения и образования. Ее понятийный состав.
47. Процесс обучения: содержание и структура.
48. Закономерности и принципы процесса обучения.
49. Современные дидактические концепции.
50. Функции обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения.
51. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
52. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Общие требования к содержанию образования.
53. ФЗ «Об образовании», основное содержание.
54. Сущностные характеристики ФГОС И ФГТ.
55. Методы обучения. Классификация методов обучения.
56. Сущность и разновидности форм организации обучения.
57. Общая характеристика классно-урочной системы.
58. Формы организации обучения детей дошкольного возраста.
59. Типология и многообразие образовательных учреждений.
60. Классификация средств обучения.
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ППСО О.И. Истрофилова
Семестр (2 Сессия)