Психология развития личности 1 страница
Возможности психоло- В психологической науке были и сохраня-
гическогоразвития ются концепции, согласно которым все
личности качества человека генетически предопреде-
лены с рождения. Так, сторонники биогенетических концепций (преморфисты1) полагают, что любая психологическая особенность берет начало с некоего микроскопического центра (клеточки, группы клеток) в человеке. По мере взросления человека этот центр разрастается, качественно не меняясь, и превращается в наблюдаемое личностное качество. 3. Фрейд и его последователи считают, что социально сформированное сознание и биологическое по своей природе подсознание, с которым человек рождается, существуют в человеке параллельно, находятся в постоянном конфликте, в котором так или иначе побеждает второе.
Социогенетики, напротив, полагают, что человек есть слепок окружающей социальной среды, что он рождается «белым листом, на котором жизнь пишет свои узоры».
Отечественные психологи, да и большинство зарубежных специачистов считают человека биосоциальным существом, в формировании личностных свойств и качеств которого решающая роль принадлежит прижизненным обстоятельствам. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что появившийся
1 От лат. praeforma — заранее образую.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
на свет человек обладает лишь одной способностью — стать че
ловеком. Личностью не рождаются, а становятся. Возможность
стать ею у него есть, но этой возможности
нет ни у одного из животных, даже если по
местить это животное в самые лучшие соци
альные условия, и это связано с природными
предпосылками, с которыми человек рожда
ется. Под влиянием обстоятельств, сопутст
вующих истории жизни человека, биологи
чески обусловленные психологические осо
бенности изменяются, формируются качест
венно новые психические образования и
психическая деятельность постепенно все
больше подчиняется социально обусловлен- А.Н.Леонтьев
ным психологическим закономерностям, (1903—1979)
формирующимся свойствам личности. Как это происходит физиологически, научно объясняет физиология высшей нервной деятельности.
Поляризация точек зрения о соотношении биологического и социального в человеке, врожденного и приобретенного велика, споры остры, а общественное и практическое значение ответа огромно. В самом деле, если в человеке все наследственно — его судьба фатальна, предопределена с рождения, улучшить и исправить ничего нельзя, нужно покориться, смириться и не пытаться менять жизнь. Если все в человеке биологично, то животное начало — его сущность, жизнь — подчиняется законам животного мира (оправданы агрессия, убийства, основная забота — уцелеть, продолжить род и пр.), дарвиновским законам борьбы за существование и естественного отбора, в которой побеждают сильнейшие, а удел слабых — подчинение и вымирание; и опять-таки с этим ничего поделать нельзя. Если же особенности личности определяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни, то возможности их совершенствования должны оцениваться оптимистично, а особенности, характеризующие именно личность, в основном таковы, каковы прижизненные приобретения. Если психика человека, уже пожившего среди людей, преимущественно социальна, то каковы социальные условия жизни, таков и человек; чтобы сделать человека цивилизованным, моральным, достойным, надо, чтобы и обстоятельства его прижизненного развития были такими.
,
Проблема личности в психологии -|31
Основные свойства и особенности человека как личности в решающей степени — продукт прижизненного (онтогенетического1) развития. Понимание этой закономерности позволяет глубже понимать и объяснять имеющиеся у человека индивидуальные особенности, обязывает с вниманием относиться к его личностному развитию с самых ранних лет, принимать во внимание широкий круг влияющих обстоятельств, оказывать помощь в раскрытии имеющихся возможностей и достижении наполненных смыслом целей жизни. Ее признание — не просто одна из конкурирующих точек зрения. Это научно, всесторонне, в согласии с данными других наук, многократно и разносторонне проверенный вывод, лишенный ортодоксальных крайностей и спекулятивных умозрительных заключений. Врожденное и приоб- Кому не известны слова Демокрита: «Все ретенное в личности течет, все изменяется». На равнине со временем образуются овраги, разрушаются и гранитные горы, ржавеет и превращается в труху металл, меняется положение звезд в созвездиях, снижается температура Солнца, уменьшается орбита Земли и наклон оси ее вращения. Все меняется. Могут ли оставаться неизменными во времени психика человека, наследственное в нем, его характер и др.? С философских позиций отрицательный ответ очевиден: меняется обязательно, меняется в течение всей жизни. Другой вопрос — что меняется, в какой степени, в течение какого времени меняется.
Данные такой строгой экспериментальной пауки, какой является физиология высшей нервной деятельности (см. § 2.2), убедительно подтверждают, что у человека происходит прижизненное условнорефлекторное изменение деятельности мозга. Возникает и развивается вторая сигнальная система, происходит кортикализация функций (они все больше начинают регулироваться приобретаемыми в опыте жизни связями коры), все больше берутся под контроль и преобразуются глубинные физиологические процессы (низшая нервная деятельность).
Убедительны данные антропологии, этнографии и психологического исследования филогенеза2, развития человеческого созна-
От греч. ontos - сущее и genesis — происхождение.
От греч. phylon - род, племя и genesis — происхождение. Филогенез — процесс Возникновения и исторического развития (эволюции) психики у животных, возникновения и эволюции человеческого сознания, способностей, поведения в истории человечества.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
ния и возможностей от питекантропа до современного человека. Обращает на себя внимание, что за последние 30—40 тыс. лет мозг, центральная нервная система человека существенно не изменились (рис. 4.2, позиция ПП). (Пропорции всех изменений показаны на рисунке условно. Временные отрезки и расширение «воронки» в тысячи раз превосходят изображенное на рисунке.) Но сознание, возможности, орудия, способы и продукты труда неандертальца и современного человека (рис. 4.2, позиция С) просто не сопоставимы. Почему? За счет чего это произошло?
Рис. 4.2. Схема эволюции природных предпосьиок и сознания человека
П П— природные предпосылки, С — уровень развития и достижений сознания
Французской и отечественной психологическими школами был открыт и исследован механизм интериоризации1 — переноса
От лат. interior - внутренний.
4. Проблема личности в психологии
внешних предметных действий, выполненных человеком, во внутренний план, превращения их в действия, выполняемые в уме (умственные действия), в интеллектуальные возможности человека, что позволило дать ответ на приведенные выше вопросы.
Каждое поколение, каждый человек, появляясь на свет, застает определенный уровень развития человеческого сознания, познания мира, опыта жизни живущих поколений. Родившиеся 1—4 десятка тысяч лет назад заставали весьма бедный опыт (рис. 4.2, позиция С1) преимущественно отдельного племени — примитивные каменные орудия, способы охоты, язык, человеческие отношения, которые тем не менее воплощали в себе опыт и возможности сотен и тысяч предшествующих поколений. Например, в особенностях изготовленного каменного топора воплотились знания изготовителя, его представления о способах и технике использования этого орудия. Выслушивая разъяснения, наставления, наблюдая за действиями взрослого представителя племени, подражая ему, юноша постигал таинство свойств, возможностей и способов использования топора. (Иначе говоря, он интериоризировал, присваивал, делал своим опыт обучавшего его и предшествующих поколений людей. То, на что ранее жившие поколения тратили сотни и тысячи лет, он постигал за несколько дней, месяцев или лет.
Далее этот человек и его потомки, «стоя на плечах» ранее живших людей, за время своего существования вносили в общий опыт что-то новое, свое, чуть расширяя опыт (рис. 4.2, позиция С2). Находящиеся на более высоком уровне развития опыт и соответствующее ему сознание заставало появившееся на [свет очередное молодое поколение людей. Создавались благоприятные условия, чтобы за относительно короткий отрезок своей жизни сделать достоянием своего сознания более богатый опыт и развиться совершеннее в соответствии с ним. За время жизни, опираясь на достижения предков, они обогащали их и Поднимали планку развития сознания еще выше и т.д., и т.д. В Последние 100—150 лет «воронка» опыта расширяется стремительно, и новые поколения людей попадали в значительно более благоприятные условия для развития своей психики и возможностей. Дело «за малым» — присвоить этот опыт, обеспечить свое богатое и быстрое развитие.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Эволюция животного мира шла, как доказал ешс Ч. Дарвин, по законам биологической наследственности, т. е. у новых поколений животных определенного вида возникали более совершенные формы поведения (инстинкты — генетически обусловленные, безусловно-рефлекторные, бессознательные поведенческие акты и большие возможности прижизненной выработки условных рефлексов) лишь после того, как опыт борьбы за су-шествование их предков воплощался в анатомо-физиоло-гические изменения нервной системы родителей и передавайся генетически детенышам. Для этого нужны были сотни тысяч и миллионы лет стихийных биологических мутаций.
Но у человека возникла принципиально новая форма закрепления и передачи опыта старших поколении — через продукты активности, воплощенные в более совершенную систему языка, обогащение знаний, навыков и умений (носителями их выступают родители, старшее поколение, книги, образовательные учреждения), в изобретенные орудия и способы труда, в продукты человеческих исканий, творчества и созидательной практической деятельности, т. е. города, транспорт, средства передачи информации, технику, технологии и др., в нормы и ценности человеческого поведения (правила, традиции, обычаи, отношения). В результате у человека возникли две линии накопления опыта: одна (рис. 4.2, ПП) — природная, биологическая, линия анатомо-физиологических изменений нервной системы; вторая (рис. 4.2, С) — психологическая, основанная на воплощении опыта в продукты человеческого ума и производительной деятельности.
Изменения по первой линии за последние 30—40 тыс. лет (для более или менее заметной биологической эволюции нужно время в десятки и сотни раз большее), как уже отмечено выше, не существенны и никак не могут объяснить колоссального скачка, происшедшего в развитии психики и возможностей человека за это время. Объяснения лежат именно в новизне, роли, механизмах и закономерностях новой, второй линии накопления и передачи человеческого опыта. Специфика ее в том, что опыт накапливался и накапливается преимущественно не в самом человеке, а вне его, как бы рядом с ним, превращаясь в гору богатств и достижений человеческого сознания, духа, труда, творчества. Этот опыт — кладовая человеческих богатств, но
4. Проблема личности в психологии
содержащая лишь потенцию развития каждого поколения и индивида.
Механизм интериоризации, психологического присвоения богатств опыта человечества позволяет каждому новому поколению, человеку овладеть если не всем, то хотя бы частью этих богатств и одновременно при этом развить у себя соответствующие возможности собственного ума, сознания, психики. Надо обязательно взять этот опыт, сделать своим, ибо сам он не «войдет» в человека, и уровень, развития психики конкретного индивида останется низким, возможно, сходным с первобытным развитием пещерного жителя.
Показательны и несколько десятков фактов, изученных научно, когда дети в младенческом возрасте по разным причинам оказывались в стае зверей (волков, обезьян и других животных) и находились в ней несколько лет (порой до 10—12), пока не обнаруживались людьми. Во всех случаях человеческие психика, возможности, поведение у них не возникали. Психологически они были похожи на животных, среди которых росли (они выли, лаяли, блеяли, бегали даже на руках и ногах и пр.). Известен и такой факт из относительно недавнего прошлого: женщина-этнограф, находясь в экспедиции в глухих джунглях Африки, удочерила годовалую девочку, привезла ее во Францию, организовала ее воспитание, дала высшее образование. Прошло более 20 лет, и африканка по своему интеллектуальному и личностному развитию не уступала ни в чем сверстницам, многих превосходила, сама стала научным работником. Ее же братья и сестры, продолжавшие жить в джунглях, остались на уровне развития первобытного сознания. Впрочем, современная цивилизация содержит такие примеры в массовом масштабе.
Иногда сторонники ведущей роли врожденного в личности ссылаются на схожесть индивидуапьных особенностей родителей и детей. При этом упускается из виду, что наследственность бывает врожденной (генной) и приобретенной (социальной). По теоретическим заключениям француженки Заззо, не подвергаемым в науке сомнению, психологические изменения в первые три года жизни ребенка по своей радикальности и значимости составляют 50% всех изменений, происходящих в жизни индивида. Сказываются при этом и генная наследственность, и приобретенная в результате социально-психологических влияний
136 РазделII. Психология и педагогика: личность, группа, общество
родителей. Ведь родители -- именно тот круг людей, в котором в первые годы почти постоянно находится ребенок и из которого исходит обильный поток непрерывных и психологических воздействий на него. Волей-неволей эти воздействия транслируют на ребенка особенности родителей, хотя это не всегда подмечается и оценивается. Несколько простых примеров.
Мать уходит «на минутку» к соседке, оставляя грудного ребенка на попечение отца. Проходит 15, 30, 45 минут, матери нет, ребенок плачет. У отца нет надежного способа прекратить плач ребенка и он начинает действовать по правилу: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало». Происходит примечательное: отец-слесарь чаще всего берет какой-то металлический предмет и начинает по нему стучать молотком; отец-музыкант нажимает пальчиками ребенка на клавиши музыкального инструмента или пиликает под носом смычком скрипки. Схоже поступают и другие отцы, оказывая тем самым связанный с их собственными особенностями тип воздействий на ребенка. Далее, — ребенок в возрасте 4—6 лет, когда его называют «почемучкой». Идя с отцом на улице, он задает, например, вопросы: «А что такое облака? А почему они летают? А почему они белые и круглые?». Как говорят, нужна наивность ребенка и мудрость ученого, чтобы задать вопрос «почему?». Если отец не разбирается в метеорологии и по профессии, скажем, шофер, то для сохранения родительского престижа он что-то невразумительно объясняет. Ребенку непонятно, он высыпает новую серию вопросов, загоняющих отца в тупик. Но последний находит универсальный выход: «Если я начну тебе объяснять по-иаучному, ты ничего не поймешь. Подрастешь, тогда я тебе объясню». Если же отец оказывается синоптиком, то на вопросы ребенка он отвечает толково, понятно и в детском сознании остаются полезные следы. Но вот другой вариант. Ребенок об автомашине: «А почему она слет? А почему мотор крутит? А почему бензин горит и крутит?» Отец-шофер тут уж отвечает подробно и убедительно, а синоптик в конце концов вынужден прибегнуть к пресловутому «универсальному выходу». Нечего уж говорить о влияниях матери и особенностей ее личности. Не случайна образная мудрость: ребенок с молоком матери впитывает отношение к жизни.
Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом: «Чего в личности больше: биологического или социального?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?».
4. Проблема личности в психологии
При ответе на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного, биологического и социального не есть величина, постоянная для личности. В разных свойствах и качествах их соотношение различно (рис. 4.3). Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем меньше в ней и относящихся к ней качествах доля врожденного и тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки).
Рис. 4.3. Теоретическая схема соотношения врожденного и приобретенного в различных свойствах и качествах личности
Пропорции врожденного и приобретенного применительно к отдельным качествам представлены на схеме условно, без соблюдения их математического баланса. Это сделано для лучшего отражения главного в схеме - кривой, характеризующей изменение пропорций в комплексе качеств личности.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального.
Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть, бывали и бывают выдающимися личностями, а одного темперамента — и выдающимися, и безликими. Неслучайно поэтому некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности1.
Так сегодня решается вопрос «о двух факторах» — биологическом и социальном, решается отрицанием их постоянного существования и противоборства. Есть постоянное прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, социализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить биологическое и социальное. Это качественно иной вид закономерностей, находящийся на более высоком системном уровне, возникшем прижизненно, а значит, и при доминирующих признаках социального опосредования. Процесс прижизненного присвоения человеком социального опыта называется социализацией.
Основные закономер- Развитие личности и становление ее ности психологическо- свойств - процесс закономерный и при-
го развития личности чинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные.
1 Уместно отметить, что отношение врожденного и приобретенного, биологическою и социального в развитии различных психологических сфер личности и относящихся к ним качеств индивидуально у разных людей. Личность, получившая высокое развитие в жизни, отличается выраженной представленностью приобретенного, социального. У человека же с низким уровнем личностного развития в свойствах и качествах доля врожденных, биологических, организмических компонентов и проявлений более высока. У такого человека преобладают примитивные потребности -праздность, стремление к элементарным удовольствиям, обжорство, гурманство. алкоголизм, наркомания, сексуальная озабоченность, агрессивность и т.п.
4. Проблема личности в психологии
Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика человека, происходят изменения и в его нервной системе. Вначале это биологическое созревание, которое у мозга завершается к 6годам; половое — к 14—16 годам, созревание анализаторов (органов чувств) — к 17—19 годам, коры головного мозга — к 23—25. После 40 лет обычно начинается регресс в организме.
Возрастное развитие имеет и социально-психологическую причинность. Существует понятие психологический возраст, за которым стоит психологическая реальность. Например, человеку в возрасте поздней юности (17—19 лет) чаше всего свойственны типичные психологические особенности. Но есть индивиды, психологическое развитие которых может отставать или опережать усредненные показатели, т. е. психологический возраст может быть как у 15-летнего или как у 23—25-летнего. Бывает, что человек в молодежном или зрелом возрасте психологически выглядит стариком: опустошенный, безразличный, вялый, мечтающий только об отдыхе и расслаблении. Бывают и старики, которые по состоянию психики и возможностям превосходят многих молодых. В подавляющем большинстве случаев это определяется не биологическими, а психологическими причинами. Кним относятся следующие две группы закономерностей, относящихся к освоению индивидом богатств человеческого опыта и самоактуалиации возможностей.
Группа социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой Информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в ром числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к
140 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п. С кем поведешься, от того и наберешься — верно подмечено в народной поговорке. Условия могут разниться и доступностью к богатствам человеческого опыта: возможностью данного подростка, юноши получить желаемое образование, обучаться игре на музыкальных инструментах, заниматься спортом, пользоваться богатыми библиотеками, учиться у лучших учителей, брать дополнительные уроки, учиться за рубежом, одеваться по последней моде и пр. Деятельностные закономерности психологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универсальный закон развития любого живого организма и его свойств.
Веществу природы он (человек — Л. С.)... противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы..., он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дрем-лющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти1.
Что активно, то и развивается. Чтобы развить, например, бицепс, имеется единственный путь: упражняться в поднятии тяжестей. Если тяжести будут подниматься только правой рукой, то и развиваться будет только правый бицепс, а левый останется хилым. Это справедливо и на уровне психики. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запоминании все усложняющегося материала; чтобы развить смелость, надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства; чтобы стать умным, есть только один путь — решать задачи, от которых трещит голова, и т.д. Другого пути нет, ибо только на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, пре-
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. - С. 188-189.
4. Проблема личности в психологии
Ь.
вращения его в достояние своей личности. Буквально по русским поговоркам: «Ум — не пуговица, к голове не пришьешь», «Наука — не пиво, в рот не вольешь».
Каждый человек в любом возрасте с его психологическими достоинствами и недостатками — в значительной степени интегральный продукт прошлого, всех тех активностей в играх, учебе, труде, досуге, которые он проявлял до этого. Они — в значительной степени запечатленная в его психике его биография, «написанная» особенностями его собственной активности. Человек то ли сознательно, то ли по недальновидности, то ли по беспечности, то ли по недомыслию делает себя таким, каков он есть. Это та дорога и тот результат, который он выбрал сам.
Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических — в том, что человек находится почти целиком во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно воспользовался этими возможностями, он сам обокрал себя психологически, духовно. Для образности с оговорками можно сказать, что каждый человек на 1/3 есть то, что им унаследовано от родителей, на 1/3 — то, что дали ему условия жизни и другие люди, и на 1/3 — то, что сделал он из себя сам.
4.3. Личность и поведение
Целостность личности Личность развивается и проявляется всегда
и ее поведение целостно, а не по частям. В ее психике нет
сфер и функций, которые бы существовали сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток ее поведения, регулируемого мотивацией и другими свойствами личности. Они всегда личностно окрашенные, личностно определяемые, личностно санкционированные проявления. Отношения, решения, выборы, поступки, действия — продукт не отдельных качеств, а целостной психологии личности, где проявления тех или иных качеств — фрагмент целого. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законопослушность и другие качества — не изолированные, расположенные рядышком, а личность — не простая сумма какого-то перечня их. Поэтому:
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• нельзя понять психологию личности, лишь определив у нее некоторое количество особенностей, не проникнув в ее целостный внутренний мир;
• изучая и оценивая личность, следует обязательно изучать и оценивать все сферы личности и их взаимодействие. Недопустимо делать заключения и давать оценки (например, о профессиональной пригодности, уровне развития, причинах учебной успеваемости) на основе изучения только (или преимущественно) одной сферы или некоторого бессистемного количества качеств;
• интегрально оценивая совокупность выявленных особенностей личности, следует отдавать предпочтение оценке сфер направленности и операциональной, особенно первой;
• занимаясь вопросами развития (саморазвития) личности, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, преодоления отставания в развитии и имеющихся недостатков, необходимо совершенствовать все сферы личности, отдавая приоритет первой и второй. Стоит помнить, что с возрастом свойства и качества личности, уже как-то развитые предшествующими годами жизни, меняются медленнее, труднее. Наиболее податливы качества операциональной сферы, труднее — относящиеся к сфере направленности, очень трудно — относящиеся к психофизиологической;
• оценивая какую-то психологическую особенность личности или стремясь ее изменить (например, безволие, отсутствие интереса к овладению профессией, невыдержанность), следует обязательно понять, к какой из сфер она относится, что доминирует нал ней, с чем она взаимодействует, и системно решать проблему. Невозможно развивать личность по частям, например, сначала сформировав дисциплинированность, потом память, потом человечность и т.п. Никакого успеха не достигнуть, если пытаться изолированно развивать какое-то качество, например, добросовестность. Сколько бы ни придумывать мер, прицельно рассчитанных на это. ничего не получится, если не затронуть и не изменить одновре менно переплетенные с этим стремление к повышению своего профессионализма, понимание значимости глубокого и прочного усвоения содержания образования для будущих успехов в жизни, проявление самокритичности и требовательности к себе, упорства и трудолюбия и др. Личность поднимается на новый, более высокий уровень своего развития как бы «общим внутренним фронтом». Изучая и оценивая личность, важно определять динамику: