Организация педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики понимается процесс т результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизациях, содержании, принципах и технологиях.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводит итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования- это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований.

Логика и диалетика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов:

- эмпирического;

- гипотетического;

- экспериментально-теоретического;

- прогностического.

На эмперическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность.

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Система методов и методика педагогического исследования.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии- это сами способы изучения педагогических явлений, информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все из многообразие можно разделить на три группы:

- методы изучения педагогического опыта;

- методы теоретического исследования;

- тематические и статические методы.

Методы изучения педагогическоо опыта- это способы исследования складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.

Наблюдение- целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Методы опроса- беседа, интервью, анкетирование. Беседа- самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Особую роль в педагогических исследованиях играет- эксперимент- специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Методы имперического познания педагогических явлений- служат средством сбора научно-педагогических факторов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ- это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дидуктивные методы- эьл логические методы обобщения полученых эмпирическим путем данных.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученых методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, даюь основания для теоретических обобщений.

Статистические методы применяются при обработке массового материала- определении средних величин полученных показателей:

- среднего арифметического;

- медианы показателя середины ряда;

- подсчет степени рассеивания около этих величин- дисперсии

т.е. среднего квадратического отклонения, коэфицента вариации и др.

Заключение

Глава II. Разработка учебно-методических материалов по предмету

§1. Тематическое планирование учебной темы

§2. Поурочные планы–конспекты занятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выполнения курсовой работы являлась систематизация знаний, полученных на занятиях по Педагогике.

Для достижения поставленной цели мы определили и решили следующие задачи:

1) Рассмотрели вопросы воспитания (обучения) с точки зрения современного подхода к образованию;

2) Применили на практике полученные знания в области инновационной педагогики;

3) Разработали документацию для обеспечения учебного процесса по Педагогике.

В первой главе был выполнен обзор темы варианта _______________________ в виде реферативной работы. При выполнении были сделаны следующие выводы:

1. _____________________________;

2. __________________________;

3. __________________________.

Во второй главе была разработана и обоснована система занятий по теме и составлено тематическое планирование, написаны и проанализированы планы–конспекты занятий.

Для тематического планирования и разработки планов–конспектов был взят за основу учебник В.А.Сластенина. В качестве дополнительных учебников для подготовки преподавателя к занятию взяты учебники П.И. Пидкасистого,
О.Ю. Ефремова, И.П. Подласова и И.Ф. Харламова.

Были разработаны презентации для каждого занятия темы.

Результаты работы могут найти своё применение на практике при проведении занятий по технологии «лектор».

Все поставленные задачи при выполнении курсовой работы были решены, цель работы достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество россии, 2008. -576с;

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»);

3. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПБ.: Питер, 2009. – 256 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»);

4. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА – М, 2007. – 208 с. – (Профессиональное образование);

5. Подласый И.П. Педагогика :учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с. – (Основы наук);

6. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. – 208 с. – (Профессиональное образование);

7. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ В.А Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с;

8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации