Теоретические разделы курса
(развернутая аннотация лекций и задания к ним для студентов)
Раздел 1. Социальная педагогика как наука
Тема 1.Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. Основные категории социальной педагогики. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики.
Социальное формирование личности как объект философского, социологического и культурологического познания. Социализация и индивидуализация членов общества. Предмет социальной педагогики. Основные категории и понятия социальной педагогики: социальная среда, микросоциум, социальное воспитание и развитие, социализация, социальная работа, социальное конструирование, социальная патология, социально-педагогическая помощь и другие. Функции социальной педагогики. Становление социальной педагогики как отрасли научного знания, ее место в системе педагогических дисциплин. Социальная педагогика как наука, практика и учебный предмет. Междисциплинарный и интегративный характер социальной педагогики, ее отношения с другими науками. Возрастная и социально-профессиональная дифференциация социальной педагогики. Структура курса социальной педагогики.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Раздел 2. Основы социально-педагогической деятельности с различными категориями детей и семьей
Тема 2.Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Концепция социального воспитания.
Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Концепция социального воспитания. Биосоциальная сущность человека. Понятие о социальном воспитании. Социальном формировании личности, социализации. Личность как высшая ценность. Соотношения развития, социализации и воспитания. Разнообразие научных подходов к проблеме социализации личности (психоаналитический, интеракционистский, социального научения, феноменологический). Социализация личности как процесс самоактуализации, самореализации, саморазвития и самопознания. Каналы социализации; традиционный, институциональный, стилизованный (субкультура). Субъекты социального воспитания. Социальное воспитание как создание условий для развития человека в открытой среде. Принципы социального воспитания. Цивилизация, общество, культура и проблемы социального воспитания. Современная концепция социального воспитания молодежи.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тема 3.Факторы социализации, их учет и использование в процессе воспитания.
Факторы социализации и их типология (микро, мезо, макро, мегафакторы). Мегафакторы социализации: космос и его влияние на людей; глобальные мировые процессы (экологические, демографические, геополитические, военно-политические, экономические и др.) и их воздействие на процессы социализации. Макрофакторы социализации: государство, общество, страна как крупномасштабные факторы социализации; этнокультурные условия социализации (этнос, национальный характер, этнические ценности, стереотипы традиции и подходы к воспитанию). Мезофакторы социализации: региональные условия (географические, природно-климатические, экономические демографические, культурные различия конкретной территории); тип поселения; развитие средств коммуникации; вариативность выбора и др. Микрофакторы социализации: семья как микрофактор социализации; соседство и микросоциум, его социальная и педагогическая характеристика; неформальные объединения сверстников и субкультура как факторы социализации; государственные, общественные, конфессиональные и иные институты, воспитания, их социализирующие функции и механизмы. Зависимость факторов социализации между собой. Учет факторов социализации в практике социально-педагогической деятельности.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тема 4.Семья как микрофактор и первичный институт социализации. Общественно-государственные институты воспитания как микрофакторы социализации. Неформальные подростковые и молодежные объединения как микрофактор социализации.
Семья как социальный институт, как малая социальная группа, как социально-психологическая общность, как инструмент воспитания. Определение и правовой статус семьи. Социально-педагогические функции семьи. Типы семей, их структура и ценностные ориентации. Условия и факторы семейного воспитания. Семейные традиции, отношения и стиль семейной жизни. Социально-педагогическая помощь конфликтным, алкоголизированным, неполным семьям. Роль дополнительного образования, социально-педагогических комплексов и подростковых клубов в социализации детей и подростков. Институциональные образования как социально-исторический процесс, его основные этапы (церковные, государственное, государственно-общественные, общественные). Образование как фактор интеллектуальной и нравственной социализации личности. Проблемы и трудности социального самоопределения и самореализации детей и подростков. Группирование детей и молодежи как объективная потребность и канал трансляции субкультурных и групповых ценностей. Неформальные объединения молодежи, классификация неформальных объединений (по статусу, формам деятельности, пространственной локализации, устойчивости, социально-ценностной направленности, характеру управления и др.). Закономерности и тенденции развития неформальных объединений подростков и молодежи. Проблемы молодежного досуга. Способы работы в неформальных организациях. Движения детских и молодежных социальных инициатив. Проблема организационно-педагогического влияния и социального контроля неформальных объединений молодежи психолого-педагогическими средствами.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тема 5.Развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением.
Стратегия и тактика помощи различным типам жертв социализации. Особенности работы с инвалидами, людьми с психосоматическими дефектами и отклонениями, с пограничным психическим состоянием и акцентуациями, сиротами, мигрантами, беженцами, представителями инонациональных групп. Работа с детьми и с семьями с низким уровнем экономического обеспечения, с детьми из неблагополучных семей. Организационные формы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа с лицами с отклоняющимся (девиантным) и аморальным (алкоголизм, наркомания, проституция и др.) поведением. Работа с правонарушителями и преступниками. Проблемы вынужденных мигрантов: защита прав мигрантов, проблемы обучения и социально-педагогической адаптации детей мигрантов.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тема 6.Профилактика девиантного поведения детей и подростков.
Понятие и причины девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения (наркомания, пьянство, и алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения).
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Раздел 3. Основы профессиональной социально-педагогической деятельности
Тема 7.Социальный педагог: функции, профессиональные обязанности, система подготовки. Этика социального педагога.
Социальный педагог как тип воспитателя. Основные специализации социальных педагогов. Профессиональные требования к социальному педагогу и его функции. Сфера деятельности социального педагога. Система подготовки и переподготовки социальных педагогов в России и за рубежом. Формирование индивидуального стиля деятельности социального педагога. Профессиональная этика социального педагога (Кодекс этики социального работника, педагога).
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тема 8.Социальное воспитание в зарубежных странах. Возможности использования зарубежного опыта в построении системы социального воспитания в России.
Кризис образования и курс на развертывание социального воспитания в Европе и США. Идея открытой альтернативной школы. Концепция воспитывающей среды. Общинная школа. Вальдорфская школа. Модель «город — школа». Молодежь и духовная культура. Идеи и практика оздоровления населения. Социальная служба, охрана детства за рубежом.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий
Семинар 1.Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. Основные категории социальной педагогики. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальное формирование личности как объект философского, социологического и культурологического познания.
2. Предмет социальной педагогики. Основные категории и понятия социальной педагогики. Функции социальной педагогики.
3. Становление социальной педагогики как отрасли научного знания, ее место в системе педагогических дисциплин.
4. Социальная педагогика как наука, практика и учебный предмет. Междисциплинарный и интегративный характер социальной педагогики, ее отношения с другими науками.
5. Возрастная и социально-профессиональная дифференциация социальной педагогики.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 2.Социализация личности. Факторы социализации. Концепция социального воспитания
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие социализация личности. Факторы социализации и их типология.
2. Мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и Микрофакторы социализации.
3. Семья как фактор социализации.
4. Взаимосвязь факторов социализации. Учет факторов социализации в практике социально-педагогической деятельности.
5. Понятие социального воспитание. Концепция социального воспитания.
6. Биосоциальная сущность человека. Соотношения развития, социализации и воспитания.
7. Разнообразие научных подходов к проблеме социализации личности (психоаналитический, интеракционистский, социального научения, феноменологический).
8. Социализация личности как процесс самоактуализации, самореализации, саморазвития и самопознания.
9. Принципы социального воспитания.
10. Цивилизация, общество, культура и проблемы социального воспитания. Современная концепция социального воспитания молодежи.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 3.Семья как микрофактор и первичный институт социализации. Общественно-государственные институты воспитания как микрофакторы социализации. Неформальные подростковые и молодежные объединения как микрофактор социализации
Вопросы для обсуждения:
1. Семья как социальный институт, как малая социальная группа, как социально-психологическая общность, как инструмент воспитания.
2. Правовой статус семьи. Социально-педагогические функции семьи.
3. Типы семей, их структура и ценностные ориентации. Условия и факторы семейного воспитания.
4. Семейные традиции, отношения и стиль семейной жизни. Социально-педагогическая помощь конфликтным, алкоголизированным, неполным семьям.
5. Роль дополнительного образования, социально-педагогических комплексов и подростковых клубов в социализации детей и подростков.
6. Институциональные образования как социально-исторический процесс, его основные этапы (церковные, государственное, государственно-общественные, общественные).
7. Проблемы и трудности социального самоопределения и самореализации детей и подростков.
8. Неформальные объединения молодежи, классификация неформальных объединений (по статусу, формам деятельности, пространственной локализации, устойчивости, социально-ценностной направленности, характеру управления и др.).
9. Закономерности и тенденции развития неформальных объединений подростков и молодежи. Способы работы в неформальных организациях.
10. Движения детских и молодежных социальных инициатив. Проблема организационно-педагогического влияния и социального контроля неформальных объединений молодежи психолого-педагогическими средствами.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 4.Развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением
Вопросы для обсуждения:
1. Стратегия и тактика помощи различным типам жертв социализации.
2. Особенности работы с инвалидами, людьми с психосоматическими дефектами и отклонениями, с пограничным психическим состоянием и акцентуациями, сиротами, мигрантами, беженцами, представителями инонациональных групп.
3. Работа с детьми и с семьями с низким уровнем экономического обеспечения, с детьми из неблагополучных семей.
4. Организационные формы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Работа с лицами с отклоняющимся (девиантным) и аморальным (алкоголизм, наркомания, проституция и др.) поведением.
6. Работа с правонарушителями и преступниками.
7. Проблемы вынужденных мигрантов: защита прав мигрантов, проблемы обучения и социально-педагогической адаптации детей мигрантов.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 5.Профилактика девиантного поведения детей и подростков.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и причины девиантного поведения.
2. Формы проявления девиантного поведения: наркомания, пьянство, алкоголизм.
3. Формы проявления девиантного поведения: проституция, суицидальное поведение.
4. Формы проявления девиантного поведения: девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 6.Социальный педагог: функции, профессиональные обязанности, система подготовки. Этика социального педагога.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальный педагог как тип воспитателя. Основные специализации социальных педагогов.
2. Профессиональные требования к социальному педагогу и его функции.
3. Сфера деятельности социального педагога.
4. Система подготовки и переподготовки социальных педагогов в России и за рубежом.
5. Формирование индивидуального стиля деятельности социального педагога.
6. Профессиональная этика социального педагога.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Семинар 7.Социальное воспитание в зарубежных странах. Возможности использования зарубежного опыта в построении системы социального воспитания в России.
Вопросы для обсуждения:
1. Кризис образования и курс на развертывание социального воспитания в Европе и США.
2. Идея открытой альтернативной школы.
3. Концепция воспитывающей среды.
4. Общинная школа.
5. Вальдорфская школа.
6. Модель «город — школа».
7. Молодежь и духовная культура.
8. Идеи и практика оздоровления населения.
9. Социальная служба, охрана детства за рубежом.
Рекомендуемая литература:
1. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М. : AcademiA, 2006. - 251 с.
2. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 230 с.
3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : AcademiA, 2007. - 208 с.
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.)