Сведения об экспериментальной работе
Паспорт
Экспериментальной площадки
Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
1. Общие сведения
1.1. Регион Российской Федерации.
Санкт-Петербург
1.2. Наименование учебного заведения.
ГБОУ ДОД Дом детского творчества Приморского района
1.3. Адрес.
Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д.35, корп.2
1.4. Телефон.
(812)307-4985
1.5. Факс.
(812)307-5588
1.6. Электронная почта
1.7. Web-сайт
http://ddt1.ru/
1.8. Руководитель учебного заведения:
Голянич Элина Васильевна
1.9. Научный руководитель экспериментальной площадки:
доктор педагогических наук, профессор Рожков Михаил Иосифович
1.9.2. Ответственный исполнитель экспериментальной площадки (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание, почетные звания).
методист туристско-спортивного отдела Подлевских Александра Никитична
1.10. Дата заключения договора о создании базе учреждения экспериментальной площадки..
29 сентября 2015 года
Сведения об экспериментальной работе
2.1. Тема экспериментальной работы.
«Событие как фактор саморазвития школьников в детском объединении туристско-краеведческой направленности».
2.2.Актуальность работы.
Подрастающее поколение во все времена оказывалось наиболее уязвимым перед лицом социальной нестабильности, без должной поддержки впитывая все негативные проявления окружающего их социума. Не имея достаточно жизненного опыта и моральных убеждений, они зачастую закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
В рамках сложившейся в последнее время общеполитической ситуации российское общество остро нуждается в нравственных, ответственных, инициативных, творческих гражданах, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа. Такие граждане могут появиться в стране только благодаря планомерной, системной и комплексной воспитательной работе с детьми, проводимой на всех этапах их образования.
При этом в современной системе общего и дополнительного образования ситуация с воспитанием подростков является социальной проблемой. Этому способствуют в первую очередь размытость общей концепции воспитания в системе образования, а также отсутствие единого для школьников и молодежи социо-культурного пространства, направленного на воспитание общечеловеческих ценностей, здоровых социальных норм и т.д.
В отсутствие общего для школьников воспитательного пространства, сформированного по заказу социума, его нишу в подростковой жизни занимают социальные сети и разнообразные стихийно-созданные неформальные субкультуры, в которых зачастую детерминируют деструктивные формы поведения, размываются морально-этические и культурные традиции нашей страны, формируются асоциальные мировоззренческие позиции и примитивная система ценностных ориентаций. Подросток, воспитанный в такой среде, чаще всего характеризуется социальной и личностной апатией, повышенной агрессией, суицидальными наклонностями.
С точки зрения экзистенциального подхода человек нуждается в осмысленности своего существования и это является базовой потребностью гармонично развивающейся личности. Подростковый возраст обладает наибольшим экзистенциальным потенциалом.
В конце XX века – начале XXI века в педагогической теории и практике все чаще стала встречаться экзистенциальная стратегия воспитания. Экзистенциальная стратегия предполагает создание синергетической системы, которая бы позволила педагогу осуществлять персонифицированное педагогическое сопровождение школьников в разнообразных жизненных ситуациях (событиях), чем актуализирует их экзистенциальный потенциал и стимулирует их саморазвитие.
С точки зрения экзистенциальной педагогики (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова), основной целью деятельности педагога является создание условий, в которых ребенок осваивает процесс рефлексии происходящих жизненных событий, и благодаря этому происходит его социальное самоопределение и социальная самореализация. Соответственно, чем более насыщена жизнь ребенка событиями, тем большего результата может добиться работающий с ним педагог.
При условии того, что педагог, в результате выстроенной им линии поведения, стал для подростка значимым и достойным доверия, можно говорить о том, что использование им событийного подхода при адекватно построенном педагогическом сопровождении позволит добиться максимального влияния на саморазвитие воспитанников.
Можно говорить, что поход - это событие, которое на некоторое время стало для его участников текущей жизнью, внутри которого возникают разнообразные виды под-событий: незапланированные, стихийно-направленные, запланированные. Зачастую, как позитивные, так и негативные, которые при умелом педагогическом сопровождении могут быть использованы как средство формирования позитивных новообразований в личности подростка, обучения его новым моделям взаимодействия с собой и миром, поддержку его в построении своих социальных отношений, преодолении трудностей социализации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении сущности понятия «саморазвитие» школьников с точки зрения экзистенциального и событийного подхода; углубление фундаментального знания о сущности события в педагогике.
2.3.Цели и задачи.
Цель:
Выявить условия, при которых событие является фактором саморазвития школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности.
Задачи:
1. Выявить сущность и содержание понятия «саморазвитие» школьников с точки зрения экзистенциального подхода;
2. Обобщить опыт стимулирования процесса саморазвития школьников в дополнительном образовании;
3. Определить факторы, влияющие на саморазвитие школьников в детском объединении в дополнительном образовании
4. Выявить специфику педагогического сопровождения событий школьников в детском объединении туристско-краеведческой направленности
5. Обосновать эффективность использования туристско-краеведческой направленности как условия для создания событий с целью стимулирования саморазвития школьников в детском объединении
6. Опытно-экспериментальным путем проверить предлагаемую модель в ходе реализации разработанной на её основе программы создания событийной общности в детском объединении туристско-краеведческой направленности
2.4.Сроки проведения.
2015-2021 г.г.
2.5. Кадровый состав экспериментальной площадки:
Должность | Фамилия, имя, отчество | Роль в работе экспериментальной площадки |
Главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства, д.п.н., профессор | Рожков Михаил Иосифович | Научное руководство |
Заведующий туристско-спортивного отдела ДДТ Приморского района СПб, руководитель ДОО ПТК СКИФ | Гусаков Сергей Владимирович | автор-разработчик, руководитель экспериментальной площадки, специалист по организационной работы с обучающимися и педагогами |
Методист туристско-спортивного отдела ДДТ Приморского района СПб, руководитель ДОО ПТК СКИФ | Подлевских Александра Никитична | автор-разработчик, методист по экспериментальной работе, специалист по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся |
Преподаватель факультета социологии СПбГУ, кафедра социологии культуры и коммуникации, к.с.н. | Пивоваров Александр Михайлович | Консультант по исследовательской работе |
Педагог-организатор туристско-спортивного отдела отдела ДДТ Приморского района СПб | Мацкевич Екатерина Сергеевна | Специалист по документальному оформлению экспериментальной работы |
Педагог дополнительного образования туристско-спортивного отдела ДДТ Приморского района СПб, руководитель ДОО ПТК СКИФ | Бабичев Виктор Александрович | Специалист по организации туристско-спортивной деятельности обучающихся |
Руководитель органа, организации ___________________
(подпись)
Ответственный исполнитель ____________________
(подпись)
Научный руководитель
экспериментальной площадки ___________________
(подпись)