Формирование – процесс целенаправленного становления человека под влиянием различных факторов, ведущее место среди которых занимает воспитание
4. Воспитание как явление общественной жизни, его исторический и классовый характер.
Воспитание – важная и обязательная функция любого общества. Без воспитания невозможна жизнь общества, его развитие. Благодаря воспитанию, каждое новое поколение начинает свою жизнь не на пустом месте – оно усваивает определённое количество материальных и духовных ценностей.
Поэтому воспитание называют важным явлением общественной жизни. Как явление общественной жизни, оно отражает в себе эту жизнь: общество воздействует на воспитание, определяя его цели и содержание. Причём, воздействие общества на воспитание может быть преднамеренным и стихийным. Преднамеренные воздействия – постановления, законы, касающиеся воспитания человека в данном обществе. Стихийные воздействия – например, развитие экономики, политические и экономические кризисы. Они специфичны для каждого отдельного общества.
Однако в любом обществе воспитание зависит от тех производственных отношений, которые в нём складываются.
Воспитание несёт в себе исторический характер. С ходом истории, в связи со сменой общественно-экономических формаций изменяется и характер воспитания.
Воспитание как функция общества носит также классовый характер. Он чётко проявляется в классовом антагонистическом обществе и выражается в неодинаковом его характере для представителей различных классов.
5. Система педагогических наук.
К настоящему времени педагогика представляет собой обширнейшую науку. Её предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая наука, не в состоянии отразить его сущность. Поэтому современную педагогику правильнее назвать системой наук о воспитании.
Педагогические науки взаимосвязаны между собой и находятся в определённой иерархии (иерархия – порядок подчинения низших чинов, должностей, понятий и т.п. высшим).
Базовая научная педагогическая дисциплина – общая педагогика. Она изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в различных воспитательных и образовательных учреждениях. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела. Это:
- общие основы;
- дидактика (теория обучения);
- теория воспитания;
- школоведение.
Перечисленные разделы тесно взаимосвязаны и составляют суть единого педагогического процесса.
Дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, школьная педагогика являются составными частями возрастной педагогики. Эта подсистема изучает закономерности воспитания подрастающего человека внутри определённых возрастных групп. Возрастная педагогика охватывает звенья дошкольного и среднего образования и воспитания.
Педагогические проблемы взрослых изучает педагогика высшей школы. Её предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Эту педагогическую науку, по сути, также можно отнести к подсистеме возрастной педагогики.
В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как педагогика семьи или семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др.
Специальная педагогика изучает закономерности воспитания и обучения людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, людей с речевыми отклонениями – логопедия.
Историю развития педагогической теории и практики изучает история педагогики.
Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в различных учебно-воспитательных учреждениях.
К настоящему времени сложились и другие отрасли педагогики:
народная педагогика,
религиозная педагогика,
гуманистическая педагогика,
педагогика ненасилия,
педагогика сотрудничества,
педагогика культуры,
лечебная педагогика и др.
5. Связь педагогики с другими науками.
Место педагогики в системе современных наук обусловлено историей развития педагогической мысли.
Первоначально педагогика развивалась в системе философских знаний. В течение всего периода своего существования она была связана и с другими науками, которые оказывали влияние на её становление и развитие.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи (материалистические, идеалистические) способствовали созданию педагогических концепций и теорий, указывали направления педагогического поиска, являясь его методологическим основанием. Например, процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемым философией.
Традиционной является связь педагогики с психологией. Для того, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагогов, педагогика должна учитывать ту реальность, с которой она имеет дело – человека с его своеобразием и конкретным психическим развитием. Это отмечал ещё в 17-ом веке Я.А. Коменский.
Он говорил: «Даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формировать» его, не зная природы и свойств его души, способов воздействия на неё?»
Психология является научным основанием для построения педагогических теорий, а также основанием, направляющим педагогическую практику. Интеграция педагогики и психологии привела к возникновению науки «Педагогическая психология».
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как биологического индивида. Это: биология (анатомия и физиология), антропология и медицина. Проблема соотношения биологических и социальных факторов развития человека является одной из центральных педагогических проблем. Эта же проблема является важной и для биологических наук.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека и общество. Поэтому стали устанавливаться взаимосвязи между педагогикой и экономикой, социологией, политологией и другими социальными науками.
Связь педагогики с экономическими науками обусловлена тем, что экономическая политика во все времена была необходимым условием осуществления полноценного воспитания и образования членов общества. Немаловажным фактором развития педагогики является экономическое стимулирование научных педагогических исследований. Эта связь послужила основой для обособления такой отрасли знаний, как экономика образования. Её предметом является действие экономических законов в сфере образования.
И педагогика, и социология изучают тенденции развития различных групп и слоёв населения, закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии общества. Педагогика выявляет условия и механизмы становления политического сознания человека, возможности усвоения им политических идей и установок.
Прослеживается связь педагогики с математическими науками, Она выражается в применении количественных методов при обработке результатов педагогических исследований.
Педагогика связана также с историей, лингвистикой, географией, экологией, археологией и некоторыми другими науками.