Тема 1.1. Психология как наука. Предмет, объект и структура психологии

Часа

Понятие психологии как науки. Общее понятие о предмете и объекте психологии. Психика как субъективное отражение объективного мира. Место психологии в системе наук. Возникновение и развитие психологии как науки. Этапы становления представлений о предмете и методах психологии. Основные направления в психологии: психоанализ, бихивеоральные науки, когнитивная психология, деятельностная психология, гуманистическая психология. Структура современной психологии: общая психология, психология труда, инженерная психология, педагогическая психология, юридическая психология, психология торговли, военная психология и др. Связь психологии с другими науками.

СРС – 4 часа

Тема 1.2. Методы психологического исследования

Часа

Характеристика уровней исследования в науке. Понятия «методология», «метод» и «методика» в психологическом исследовании. Характеристика общенаучных методов психологического исследования.

Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения и его виды: интроспекция, внешнее, включенное, скрытое. Метод эксперимента и его виды: естественный, лабораторный, полевой, формирующий, констатирующий. Дополнительные методы психологии: опрос, тестирование, моделирование, метод анализа продуктов деятельности, методы статистической обработки, методы коррекционной работы.Метод опроса и его разновидности: интервью и анкетирование. Виды вопросов. Преимущества и недостатки данных методов исследования. Тестирование, обязательные требования. Классификация психодиагностических методик и их специфика. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

СРС – 4 часа

Тема 1.3. Психика и организм. Биологические основы психики

Часа

Общее понятие о психике. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Классификация психических явлений. Психические процессы и состояния. Психическая деятельность и ее механизмы. Структура психики. Закономерности психики. Связь психических явлений с работой человеческого мозга. Строение, функционирование и свойства ЦНС человека. Единство психических процессов, состояний и свойств личности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Понятие о сознании. Самосознание. Структура сознания. «Я – концепция». Соотношение сознания и бессознательного.

СРС – 4 часа

Тема 1.4. Сенсорно-перцептивные и интегративные психические познавательные процессы

Часа

Общая характеристика познавательных процессов, их роль в жизнедеятельности человека.

Сенсорно-перцептивные психические процессы. Ощущение и восприятие. Понятие ощущений как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений, как о чувственном отражении свойств действительности. Общее представление об анализаторах и сенсорных системах. Классификация ощущений. Закономерности ощущений: чувствительность, нижний и верхний абсолютные пороги чувствительности, разностная чувствительность, основной психофизический закон. Изменение (адаптация) чувствительности. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Общая характеристика восприятия. Понятие уровней восприятия: сенсорный, перцептивный, операторный. Общие закономерности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Особенности восприятия времени, пространства, движения. Характеристика ви-дов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое.

Интегративные психические процессы. Внимание и память.

Внимание как ограничение поля восприятия. Направленность и сосредоточенность. Характеристика видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Условия возникновения отдельных видов внимания. Формы проявления внимания: сенсорные, интеллектуальные, двигательные. Характеристика свойств внимания: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем. Приемы организации внимания в различных видах деятельности.

Общая характеристика процесса памяти. Современные физиологические и психологические теории памяти. Процессы памяти: сохранение, узнавание, воспроизведение, припоминание, забывание. Характеристика видов памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, логико-смысловая), по характеру цели деятельности (произвольная, непроизвольная), по продолжительности закрепления и сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная). Индивидуальные различия памяти: объем, скорость запоминания, гибкость, полнота запоминания, точность, прочность. Профессиональные различия памяти.

СРС – 4 часа

Тема 1.5. Высшие познавательные процессы

Часа

Представление как вторичный обобщающий образ, звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Виды представлений по происхождению (возникшие на основе ощущений, воображения и мышления), по степени обобщенности (единичные и общие), по анализаторам (зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и т.д.).

Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Репродуктивное и творческое воображение.

Понятие мышления. Характеристика мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-теоретическое. Характеристики и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления: гибкость, инертность, самостоятельность, критичность, широта, последовательность и логичность, глубина, быстрота.

Интеллект как способность к мышлению. Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности. Генетические и средовые факторы интеллектуального развития. Коэффициент интеллекта.

Особенности инженерного мышления.

СРС – 4 часа

Наши рекомендации